Из лучшего прошлой недели отметим "Мой серебряный шар" Виталия Вульфа (теперь на "России"). Как всегда, блестяще исполненный монолог о жизни и смерти Надежды Аллилуевой, жены Сталина. Драматические коллизии ХХ века, преломленные в судьбах своих героев, Вульф излагает, свободно расположившись в бархатном кресле. И это не просто мизансцена - стиль. Вульф смотрит на историю глазами человека искусства - эстета, эрудита, ценителя. Главное для него - донести свое эмоциональное, интуитивное отношение к личности, о которой рассказывает. А вот Николай Сванидзе в "Исторических хрониках" ("Россия"), напротив, скорее исследователь. Предпочитает опираться на логику фактов и на массив щедро подобранной информации. Очередная, 5-я серия хроник была посвящена премьер-министру Витте и событиям 1905 года. Граф Витте был очень хороший министр. Блестяще провел финансовую реформу, выстроил железную дорогу до Владивостока, сочинил первую русскую Конституцию и заставил царя ее подписать. А все равно ни благодарности от высшей власти не дождался, ни родину от катастрофы не уберег. Знакомая история. Кстати, он же безуспешно ратовал за отмену "черты оседлости".
Об этом мы узнали из цикла "Еврейский вопрос - русский ответ" на канале "Культура". Эссе Феликса Разумовского всегда увлекательны. Их автор - один из самых ярких рассказчиков на нашем ТВ. И столь щепетильный сюжет он излагает с большим достоинством. Но вот что смущает. Уважаемый историк доказывает, что государственный антисемитизм, идущий с самого верха, не приносил Российской империи ожидаемой пользы. И поэтому был ошибкой. А если бы приносил? Тогда, значит, все было правильно? Простите, но какое нынче тысячелетие на дворе? Дискриминация по национальному признаку в принципе недопустима, толкует цивилизованный мир - чувствуете разницу?..
Итак, исторических программ много. Некоторые даже бывают интересными. Но возникает крамольная мысль: а что если весь этот потенциал - интеллект, дар слова, публицистический жар - направить на современность? Быть может, мы бы чуть хуже знали дела столетней давности - зато сознательнее жили сегодня?
...Приятная новость прошедшей недели - рост аудитории канала "Культура". В Москве рейтинг перевалил за 4 процента. В целом канал оказывает благотворное влияние на наше малость одичавшее общество. Хотя отдельные передачи ставят в тупик. Темой последней "Культурной революции" было "Пушкин безнадежно устарел". Конечно, просвещенный зритель понимает, что в данном ток-шоу разговор идет по принципу "от обратного". Тут своего рода культурная провокация, интеллектуальная игра, и тезис, вынесенный в название, будет опровергнут. Однако на сей раз передача не вызвала в душе моей никакого просветления. Слушать, как препираются о месте Пушкина в современной культуре, причем один выступает прокурором, а другая - адвокатом, просто невыносимо. Поменяй их стульями - начнут говорить противоположное. С тем же малоубедительным пафосом. Потому что им все равно. Будь разговор о Пелевине - и мне было бы все равно. А Пушкина жалко. Провокация превратилась в профанацию.
В прошлую пятницу на СТС стартовал самый грандиозный сериал в истории отечественного ТВ - "Бедная Настя". Бюджет - 7,5 миллиона долларов (у "Бригады" - 3). Крепостная сиротка воспитана в дворянской семье "по-благородному". Полна нравственных и физических достоинств. А вокруг, жужжа, роятся мерзавцы, желающие похитить ее добродетель, и благородные красавцы, облизанные, как леденцы на палочке. Короче, рабыня Изаура, перепертая с языка тростниковой патоки на язык родных осин. Жизнь высшего света в представлении продавщицы галантерейного отдела. Что смущает, длина истории - 120 серий. Достанет ли у нас душевных сил? С американской стороны проект курируют люди, делавшие "Санта-Барбару", что, по-моему, не служит им хорошей рекомендацией. Ибо это не кино, а психическое заболевание - дежа-вю в заразной форме. И наконец, "Настю" хотят снимать по серии в день. Не знаю, как по-американски, а по-русски это называется халтура. Но поживем - увидим.
А вот "Баязет" надо было снимать с конца. Если бы весь фильм был сделан на том же уровне, что заключительная 12-я серия, мы бы уже забыли, кто такой Безруков. Наконец-то стало ясно, ради чего страдала от сирийской жары Ольга Будина. Осколки роли Алексея Серебрякова склеились в цельный образ. Его монолог перед лицом вечности доказал то, что мы и сами в глубине души подозревали, - этот актер может не только шашкой махать, но и говорить слова. "Баязет" набирал от серии к серии и завершился на высокой нравственной ноте. Старик Аристотель называл это катарсисом. Режиссер Николай Стамбула сделал большое дело: доказал, что у патриотического кино на российском ТВ есть будущее.
"Люди могут поступать правильно" - говорится в социальных роликах о простых вещах: уступи место в автобусе, помоги пожилому перейти улицу... По нашей жизни - звучит как революционный лозунг. Однако в справедливости этих слов мы могли убедиться, следя за драмой шахтеров в Ростовской области. Во-первых, людей спасли. Во-вторых, наше ТВ, информируя о ходе спасательной операции, стало пользоваться новыми интонациями - человеческими. Хочу особо отметить корреспондента НТВ Святослава Гордина, который меня просто поразил. Человек вел себя в кадре с благородством, коего я на телеэкране давно не видывал. Интонацией давал понять то, что не имел права произнести.