05.11.2003 16:00
    Рубрика:

    Тамбов. Квартирный вопрос без белых пятен

    «Коммунальные» постановления тамбовской мэрии не соответствуют федеральным нормам

    Все эти нормы при старании можно было извлечь из прежних «Правил…»  1994 года издания. Однако новые стали не только доступны для потребителей, но и обязательны для исполнения. На их основе и будут теперь перезаключаться с жильцами договоры найма. Но неясности остались...

    –  Еще до выхода новых правил, – рассказал корреспонденту «РГ-Черноземье» председатель правления союза Николай Каратунов, – наши специалисты на основании законодательства рекомендовали потребителям не заключать договоры с городской властью на предоставление жилищно-коммунальных услуг или расторгнуть уже заключенные. На потребителей, например, возложена ответственность по оплате текущего ремонта, замене разводки трубопроводов и тому подобное. Но федеральным законодательством такая норма не предусмотрена. Не верите? Смотрите статью 1 Гражданского Кодекса  России...

    –  Куда же тогда смотрела областная жилищная инспекция, на которую возложен контроль за исполнением правил?

    – Да что там инспекция! Прокуратура опротестовывала постановления мэра Тамбова Алексея Ильина, нарушающие права потребителей. Но они переиздаются уже под  другими номерами и с такими же нарушениями! Ссылка на то, что эти договоры утверждены мэром, не добавляет авторитета городской Думе, которая обязана следить за соблюдением в городе законов. Думцы должны знать, что в соответствии с Гражданским кодексом и законом  «О защите прав потребителей» только российское правительство вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Поэтому прокуратура обязана была давно опротестовать постановление мэра Тамбова № 4252 в судебном порядке. Но государственные органы хранят молчание. Например, администрация области установила норму потребления электроэнергии в размере 50 киловатт на месяц. Однако мэр волевым решением снизил норму почти вдвое, привязав к ним и льготы по оплате услуг. И не случайно текст договора изложен в форме служебной инструкции, а исполнитель по договору даже не обязуется потребителю предоставлять услуги, соответствующие российским стандартам, что противоречит требованиям статьи 422 Гражданского кодекса. На каком основании исполнитель возлагает на потребителя плату за ремонт и замену разводки трубопроводов, бачков, унитазов? Наниматель не собственник инженерных коммуникаций, поэтому не обязан оплачивать их ремонт. Но специалисты  «Дирекции единого заказчика» ссылаются на постановление мэра Тамбова, хотя глава администрации города – лицо физическое, он не вправе от своего имени налагать на граждан обязанности оплачивать ремонт инженерного оборудования, являющегося муниципальной собственностью.

    – Иными словами, заключив такой договор, наниматель сам себя наказывает?

    – Совершенно верно! Поэтому призываю потребителей быть бдительными, когда им предлагают заключить договоры на жилищно-коммунальные услуги на условиях  исполнителя. Но каждый, кто уже заплатил МПЖХ, скажем, за ремонт или замену внутренней разводки трубопроводов, должен знать – он вправе потребовать от исполнителя вернуть уплаченные суммы или сделать перерасчет. Справедливости ради надо сказать, что в новых правилах этот пробел устранен. И еще. Концепцией реформы ЖКХ предусмотрено создание альтернативных жилищно-коммунальных служб. Появится конкуренция – заработают, как надо, и муниципальные службы. Необходим также гражданский контроль за исполнением реформ через общественные организации, что опять же предусмотрено концепцией.

    –  Допустим, что «неправильное» постановление отменено. Но деньги с потребителя, скажем, за капитальный ремонт дома уже взяли. Как быть?

    –  Во-первых, потребитель по закону не должен платить за капительный ремонт жилищного фонда. Во-вторых, перерасчет в счет будущих платежей с потребителями произведен не был. При таких обстоятельствах каждый, кто уплатил по «единой квитанции», вправе потребовать перерасчета. Кроме этого, в «единой квитанции» не должен проставляться размер пени, если с потребителем не заключен договор. Даже суд своим решением подтвердил незаконность взимания пени за просрочку платежей на жилищно-коммунальные услуги.

     – А если квартира приватизирована?

    – Здесь много неясностей. Собственники жилья владеют только абстрактными квадратными метрами, ограниченными капитальными стенами. И по старым, и по новым  правилам собственник не имеет права переоборудовать свою квартиру без разрешения эксплуатирующей конторы. А кто владеет внутренними коммуникациями? Вопрос этот повис в воздухе, ибо, например, газовое оборудование приватизированных квартир никому в управление не передавалось. Законом «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» собственники квартир в затратах по техобслуживанию жилья принимают  долевое участие в зависимости от площади квартиры. Но местные власти ввели «подушную» норму и заложили ее в действующие договоры. Кроме этого, муниципальные образования выделяют из общих затрат на обслуживание жилого дома отдельные услуги в перерасчете на одного человека, хотя обслуживание должно быть комплексным и, повторяю, исходить из квадратных метров жилья, а не от количества проживающих на них.

    – Коммунальщики часто ссылаются на экономически обоснованные тарифы. Кто их обосновывает, откуда берутся расценки?

    – Пересмотру тарифов  должна предшествовать экспертиза их экономической обоснованности. По нашему мнению, скажем, нормативы потребления холодной и горячей воды завышены в несколько раз. Элементарный подсчет показал, что общий объем воды, предъявленный к оплате, в несколько раз превышает объем воды, добываемый всеми известными в Тамбове водозаборными узлами. На юридическом языке это называется приписками. Те, кто установил в своей квартире счетчики воды, могут подтвердить, что норматив потребления воды завышен в три-четыре раза. Так что, граждане, читайте и уважайте законы, особенно Гражданский кодекс – там прописано практически все.