Все эти нормы при старании можно было извлечь из прежних «Правил…» 1994 года издания. Однако новые стали не только доступны для потребителей, но и обязательны для исполнения. На их основе и будут теперь перезаключаться с жильцами договоры найма. Но неясности остались...
– Еще до выхода новых правил, – рассказал корреспонденту «РГ-Черноземье» председатель правления союза Николай Каратунов, – наши специалисты на основании законодательства рекомендовали потребителям не заключать договоры с городской властью на предоставление жилищно-коммунальных услуг или расторгнуть уже заключенные. На потребителей, например, возложена ответственность по оплате текущего ремонта, замене разводки трубопроводов и тому подобное. Но федеральным законодательством такая норма не предусмотрена. Не верите? Смотрите статью 1 Гражданского Кодекса России...
– Куда же тогда смотрела областная жилищная инспекция, на которую возложен контроль за исполнением правил?
– Да что там инспекция! Прокуратура опротестовывала постановления мэра Тамбова Алексея Ильина, нарушающие права потребителей. Но они переиздаются уже под другими номерами и с такими же нарушениями! Ссылка на то, что эти договоры утверждены мэром, не добавляет авторитета городской Думе, которая обязана следить за соблюдением в городе законов. Думцы должны знать, что в соответствии с Гражданским кодексом и законом «О защите прав потребителей» только российское правительство вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Поэтому прокуратура обязана была давно опротестовать постановление мэра Тамбова № 4252 в судебном порядке. Но государственные органы хранят молчание. Например, администрация области установила норму потребления электроэнергии в размере 50 киловатт на месяц. Однако мэр волевым решением снизил норму почти вдвое, привязав к ним и льготы по оплате услуг. И не случайно текст договора изложен в форме служебной инструкции, а исполнитель по договору даже не обязуется потребителю предоставлять услуги, соответствующие российским стандартам, что противоречит требованиям статьи 422 Гражданского кодекса. На каком основании исполнитель возлагает на потребителя плату за ремонт и замену разводки трубопроводов, бачков, унитазов? Наниматель не собственник инженерных коммуникаций, поэтому не обязан оплачивать их ремонт. Но специалисты «Дирекции единого заказчика» ссылаются на постановление мэра Тамбова, хотя глава администрации города – лицо физическое, он не вправе от своего имени налагать на граждан обязанности оплачивать ремонт инженерного оборудования, являющегося муниципальной собственностью.
– Иными словами, заключив такой договор, наниматель сам себя наказывает?
– Совершенно верно! Поэтому призываю потребителей быть бдительными, когда им предлагают заключить договоры на жилищно-коммунальные услуги на условиях исполнителя. Но каждый, кто уже заплатил МПЖХ, скажем, за ремонт или замену внутренней разводки трубопроводов, должен знать – он вправе потребовать от исполнителя вернуть уплаченные суммы или сделать перерасчет. Справедливости ради надо сказать, что в новых правилах этот пробел устранен. И еще. Концепцией реформы ЖКХ предусмотрено создание альтернативных жилищно-коммунальных служб. Появится конкуренция – заработают, как надо, и муниципальные службы. Необходим также гражданский контроль за исполнением реформ через общественные организации, что опять же предусмотрено концепцией.
– Допустим, что «неправильное» постановление отменено. Но деньги с потребителя, скажем, за капитальный ремонт дома уже взяли. Как быть?
– Во-первых, потребитель по закону не должен платить за капительный ремонт жилищного фонда. Во-вторых, перерасчет в счет будущих платежей с потребителями произведен не был. При таких обстоятельствах каждый, кто уплатил по «единой квитанции», вправе потребовать перерасчета. Кроме этого, в «единой квитанции» не должен проставляться размер пени, если с потребителем не заключен договор. Даже суд своим решением подтвердил незаконность взимания пени за просрочку платежей на жилищно-коммунальные услуги.
– А если квартира приватизирована?
– Здесь много неясностей. Собственники жилья владеют только абстрактными квадратными метрами, ограниченными капитальными стенами. И по старым, и по новым правилам собственник не имеет права переоборудовать свою квартиру без разрешения эксплуатирующей конторы. А кто владеет внутренними коммуникациями? Вопрос этот повис в воздухе, ибо, например, газовое оборудование приватизированных квартир никому в управление не передавалось. Законом «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» собственники квартир в затратах по техобслуживанию жилья принимают долевое участие в зависимости от площади квартиры. Но местные власти ввели «подушную» норму и заложили ее в действующие договоры. Кроме этого, муниципальные образования выделяют из общих затрат на обслуживание жилого дома отдельные услуги в перерасчете на одного человека, хотя обслуживание должно быть комплексным и, повторяю, исходить из квадратных метров жилья, а не от количества проживающих на них.
– Коммунальщики часто ссылаются на экономически обоснованные тарифы. Кто их обосновывает, откуда берутся расценки?
– Пересмотру тарифов должна предшествовать экспертиза их экономической обоснованности. По нашему мнению, скажем, нормативы потребления холодной и горячей воды завышены в несколько раз. Элементарный подсчет показал, что общий объем воды, предъявленный к оплате, в несколько раз превышает объем воды, добываемый всеми известными в Тамбове водозаборными узлами. На юридическом языке это называется приписками. Те, кто установил в своей квартире счетчики воды, могут подтвердить, что норматив потребления воды завышен в три-четыре раза. Так что, граждане, читайте и уважайте законы, особенно Гражданский кодекс – там прописано практически все.