В Северную столицу немедленно прилетел вице-премьер Владимир Яковлев и, невзирая на конец рабочего дня, назначил под землей совещание. Губернатор Валентина Матвиенко встретила московское начальство у многострадальной станции "Площадь Мужества".
На совещание набежало несметное количество журналистской братии: не столько узнать о ходе подземных работ, сколько удостовериться, как держится бывший глава города. А Владимир Яковлев никому не дал спуску. Попав в тоннель, он, по привычке, стремительно помчался вперед. Валентина Ивановна, обладающая железным здоровьем, не отставала, предусмотрительно надев туфли без каблуков. На ходу сбросила теплую дубленку, сменив ее на строительную куртку. Московская свита вице-премьера в дорогих кашемировых пальто, молча доставая из карманов носовые платки, стремглав неслась вслед. Кавалькада за десять минут преодолела полкилометра, балансируя на узких деревянных мостках, установленных вдоль шахты, время от времени спрыгивая на подтопленные жидкой грязью шпалы.
На гудящем горнопроходческом щите "Виктория", как на капитанском мостике огромного корабля, Яковлев и Матвиенко выслушали доклад главного инженера "Метростроя" Юрия Филонова. Проходчики, не скрывая радости и облегчения, наперебой рассказывали, что главный, самый страшный этап работ, позади. Пройден в обратном направлении подземный жидкий грязевой поток. Именно он, этот мощный плывун, в декабре 1995 года прорвал стальные своды тоннеля и затопил действующую ветку метро. Специалисты боялись этого участка и не знали, как его преодолеть. Целые геологические школы спорили о природе петербургских подземных толщ. А псевдоученые предрекали крах затеи строительства обходной ветки метро, так как она, мол, располагается в зоне опасного тектонического разлома. Но вот благодаря современным технологиям через семь с половиной лет с плывуном справились, пройдя сквозь него в обоих направлениях. Метростроевцы вывели щит "на берег" реки. Через месяц, то есть к середине декабря, они намерены закончить проходку второго тоннеля.
Полкилометра в обратную сторону за те же четверть часа - и взмокшие журналисты окружили совещавшихся. Юрий Филонов повторил для прессы информацию о том, что пройдено 417 колец, составляющих около 580 метров, и что осталось установить еще 138 колец. Щит снова остановлен для осмотра и проведения экспертизы, поскольку зубья механизма уже ломались при попадании на крупные мореные валуны. Как только он сообщил о декабрьских сроках окончания проходки тоннеля, вице-премьер Владимир Яковлев "нажал": "Так что, в День города проедем по новой ветке на электричке или нет?" Строитель Филонов вмиг перестал улыбаться, но не испугался: "Вы меня припираете к стене, однако я в спортивной форме. Не могу давать обещания без очередной экспертизы специалистов Московского горного института. Но технические поездки в испытательном режиме к концу мая точно будут. Более того, с пуском "Размыва" составы будут формироваться не из семи, а из восьми вагонов".
Валентина Матвиенко, резюмируя высказывания, что график строительства реалистичен и что преждевременных обещаний горожанам давать не следует, сообщила о том, что город взял кредит на 200 миллионов, и заверила, что в городском бюджете достаточно средств для завершения операции "Размыв", а также возведения наземного вестибюля и пуска еще одной долгожданной станции метро - "Комендантский проспект".
На вопрос журналистов о том, нравится ли Валентине Ивановне "наследство" Владимира Яковлева, она горячо воскликнула: "Владимир Анатольевич оставил очень хорошее "наследство"! В городе много построенных объектов и много недостроенных. Грязной работы не бывает, нам предстоит завершить строительство кольцевой автомобильной дороги, комплекса защитных сооружений! Нужно решать вопросы их приоритетного федерального финансирования". Вице-премьер заметил, что страна большая, проблем у всех регионов слишком много, но что он ни за что не бросит на произвол судьбы ни петербургское метро, ни КАД, ни дамбу!