11.11.2003 03:30
    Поделиться

    Снова о финансах

    Ведомственное нормотворчество прикроют

    Похоже, Владимир Путин решил тоже вмешаться в сложившуюся ситуацию и попросил подробно информировать его о ходе рассмотрения этого вопроса. "На заседании Правительства будет рассмотрен вопрос по регулированию финансовых рынков, и я хотел бы получить более подробную информацию по этой важной теме", - сказал Президент, напомнив, что недавно говорил об этом на встрече с иностранными инвесторами. Понятно и то, что благоприятные условия работы и отношение к трепетным иностранцам в России сейчас наиболее важно, чем к собственным предпринимателям.

    У вопроса о развитии финансовых рынков не менее трудная судьба, чем, скажем, у самих рынков или закона о страховании вкладов в банках. Правительство уже не первый раз переносило его рассмотрение. В последний раз кабинет министров решил перенести его с 6 на 11 ноября. Причиной этой отсрочки стала замена основного исполнителя. Как объяснял заместитель главы Министерства экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, в начале октября главным исполнителем по этому вопросу была ФКЦБ, но потом "после совещания в Правительстве произошла замена на Минэкономразвития". Оптимистично настроенный замминистра заявил, что Минэкономразвития внесет доклад в Правительство в самые короткие сроки. Действительно, в этот раз ведомство Грефа сработало оперативно, и все документы были внесены вовремя.

    Но выводы, сделанные разработчиками после анализа нынешнего положения на финансовом рынке, не очень утешительные. "Финансовый рынок в целом и отдельные его части (фондовый рынок, банковский и страховой секторы) характеризуются зарегулированностью, малым спектром существующих видов финансовых инструментов, отсутствием комплексных финансовых услуг, и в результате этого он обладает низким качеством и эффективностью с точки зрения вклада в экономический рост", - пишут экономисты. Главным тормозом развития финансового рынка по-прежнему остается огромное количество регулирующих организаций. Поэтому одним из действенных механизмов его поддержки, по мнению Дворковича, будет "перенос ведомственного нормотворчества в законодательные акты, в законы прямого действия в сфере банковского регулирования, регулирования фондовых и страховых рынков". Именно из-за ведомственной неразберихи и желания устанавливать собственные правила и создается нестабильность для бизнеса, "так как всегда есть риск, что кто-то изменит серьезную норму, а бизнес к этому не успеет подготовиться".

    Поэтому сегодня кабинету министров придется нелегко. И не только из-за пристального взгляда Президента к этому вопросу, но и потому, что фактически предстоит пройти еще один этап административной реформы. Во-первых, забрать у министерств и ведомств право устанавливать собственные нормы и функцию надзора за валютным рынком, которую ранее выполнял Центробанк. В ЦБ с подобным предложением вряд ли согласятся. Впрочем, и причин для каких бы то ни было радикальных перемен, казалось бы, нет. Как поговаривают, на заседании комиссии по административной реформе первый зампред ЦБ Андрей Козлов убеждал всех, что ничего менять не нужно, поскольку даже внутри самого банка до сих пор не выделены надзорные функции. Но быть акционером биржи означает как минимум влиять на ее работу. Добавив же еще в этот пакет информацию, которой располагает ЦБ, и надзорные функции, можно установить над всем рынком тотальный контроль. Но в Центробанке в качестве аргумента приводят 1998 год, говоря, что без тотального контроля было бы еще хуже. Правда, куда еще хуже, не объясняют.

    Во-вторых, Правительству предстоит сделать федеральные законы законами прямого действия и определить общие правила финансовой деятельности.

    И в-третьих, передать кабинету министров право непосредственно управлять финансовым рынком. А вот с этим многие готовы будут поспорить.

    Поделиться