Власть перестала быть молчаливым созерцателем творящейся на рынке вакханалии. Под руководством Михаила Касьянова действует правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Создана экспертная группа при Минпечати. Свои задачи в этом направлении решают Минэкономразвития, МВД, Минсельхоз, антимонопольное и таможенное ведомства. Но пока должных результатов не получено. Объединить и скоординировать усилия федеральных органов и бизнес-сообщества решила Торгово-промышленная палата. Выработанные меры должны лечь в основу правительственной программы, определяющей государственную политику по данной проблеме. Вот что ответил на наши вопросы вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, курирующий блок экономической безопасности предпринимательства.
- Владимир Петрович, так ли страшен контрафакт, как его "малюют"? В той или иной степени это явление присутствует и в развивающейся Юго-Восточной Азии, и на Ближнем Востоке, и в продвинутых США, Европе, да и где угодно...
- Действительно, это зло можно считать неизбежно сопутствующим свободному предпринимательству. Но именно в той или иной степени.
По информации МВД, у нас подделки встречаются практически во всех видах товаров: продукты питания, винно-водочная продукция, парфюмерия, косметика, лекарственные средства, бытовая химия, одежда, детские игрушки и т.д. При этом российские показатели объема фальсифицированной и контрафактной продукции значительно выше среднемировых: по автозапчастям - в 3, по одежде - в 6, по парфюмерии - в 12 раз.
Контрольные проверки, проводимые Госторгинспекцией, выявляют факты реализации поддельных товаров на каждом третьем предприятии торговли. При этом около 40 процентов проверенных непродовольственных товаров являются подделками. В 2002 году выявлено более полутора тысяч подпольных цехов по производству алкоголя, и свыше 200 случаев незаконного изготовления таких напитков на легальных предприятиях.
Особую озабоченность вызывает фальсификация лекарственных средств. По данным Минздрава России, за последние 5 лет количество реализуемых поддельных лекарств возросло в несколько раз и составляет минимум 10 процентов от всего оборота. Объем "черного" рынка оценивается в 250-300 миллионов долларов США в год. При этом большую часть подделок составляют жизненно необходимые для человека: антибиотики, обезболивающие, сердечно-сосудистые средства...
Несмотря на то, что основная доля фальсифицированных и контрафактных товаров реализуется на рынках, в мелких магазинах, киосках, палатках, с лотков, в их производстве нередко используются мощности легальных предприятий. Так, по экспертным оценкам ежегодно в стране реализуется более 40 миллионов контрафактных компакт-дисков, производимых на легальных предприятиях, что в 1,5 раза превышает объем официально объявленного их производства.
Ущерб владельцам авторских и смежных прав ежегодно составляет десятки миллионов долларов, а потери федерального бюджета за счет неуплаты налогов близки к миллиарду рублей. Причем я бы с большой осторожностью относился к называемым цифрам. Речь идет о верхушках айсбергов, выявленных фактах, а контрафакт, как и другие экономические правонарушения, в основном, латентен, хотя встречается на каждом шагу.
- Не кажется ли вам, что в данном случае "спасение утопающих" должно быть делом главным образом самих пострадавших - правообладателей раскрученных торговых знаков, брэндов, а также невольных потребителей фальсификата?
- Приведу самый свежий пример. Несколько инофирм отказались от участия в конференции, ссылаясь на то, что сам факт их присутствия послужит контррекламой, вызовет опасения у покупателей.
Другой факт. По данным ГТК России за период с 1998 года к таможенникам обратились немногим более 450 правообладателей с просьбой о защите своих интересов. Причем 70 процентов из них являются обладателями прав на товарные знаки российских производителей. Отмечу, что новый Таможенный кодекс РФ содержит главу 38, регламентирующую порядок приостановления выпуска товаров по заявлению обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности), который имеет веские основания считать перемещаемые через границу товары контрафактными.
Конечно же, позицию самих правообладателей во многих случаях нельзя считать активной. Их представителей нет в большинстве регионов России, что серьезно осложняет выявление и идентификацию фальшивок. Инициативнее могут быть их службы безопасности, взаимодействуя с контролирующими и правоохранительными органами, передавая им информацию.
Было бы справедливо и эффективно возложить на правообладателей функции, связанные с мониторингом рынка, выявлением фальсифицированной и контрафактной продукции. Они должны нести затраты, связанные с оплатой экспертиз или иных исследований фальсифицированной продукции, и отстаивать свои интересы в суде. Необходимо обязать правообладателей принимать технические меры, позволяющие надежно защищать торговые марки от подделок, в том числе с использованием новейших достижений науки и техники.
Что касается потребителей, то желание одновременно приобрести и "покруче", и подешевле, зачастую пересиливает вечную истину: дорого - да мило, дешево - да гнило. И это не вина наша, а беда. Уверен, что по мере роста благосостояния в нашей стране поле контрафакта значительно сузится.
Одновременно фирмы-правообладатели, их дистрибьютеры и дилеры должны позаботиться о более демократичных ценах, выпускать различные ценовые группы товаров. Иногда наклейка стоит дороже самого изделия. А это увеличивает соблазн подделки.
- То в оборонном НИИ разливают водку, то на кирпичном заводе изготовляют сигареты, то в крупнейших универмагах реализуют подделки часов и джинсов - сообщения такого рода не редкость. Несут ли ответственность арендодатели и коммерсанты, помогающие фальсификаторам?
- Должны нести. Созрел целый пакет дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы и другие нормативные акты.
Хочется особо отметить пример совместного заседания коллегий Минэкономразвития и МВД при участи Торгово-промышленной палаты, посвященное государственной политике по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции. Налажено взаимодействие двух определяющих ведомств с бизнес-сообществом в борьбе с общим злом. Совместно вырабатываются законодательные инициативы.