Основная задача совета, по словам Волкова, - борьба с нарушениями закона в сфере банкротства предприятий. Его участники надеются выявить механизмы незаконного разбазаривания государственного имущества и банкротства предприятий всех форм собственности.
Действовать члены совета собираются через суд. Как пояснил заместитель председателя Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, курирующий вопросы банкротства, совет будет предоставлять судьям информацию о том, что творится на предприятиях, благодаря чему последние смогут принять более взвешенные решения.
Центральный округ не является пионером в этом начинании. Подобные советы существуют уже в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. Так же, как и в ЦФО, их возглавляют заместители полпредов. Кроме того, координационные советы по предупреждению фиктивных банкротств есть в Самарской и Курской областях, Республике Марий Эл. Так отреагировали в регионах на поручение Президента России Владимира Путина, данное им в последнем Послании Федеральному Собранию. Глава государства призвал покончить с таким видом доходного бизнеса, как поточное банкротство предприятий, сделать механизм проведения процедуры банкротства более прозрачным, а значит, невосприимчивым к коррупции.
До сих пор проблемами банкротства в России занималась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Однако решить проблему "заказных" банкротств эта организация так и не смогла. Как признал заместитель руководителя ФСФО Олег Черныш, существует устойчивая тенденция увода активов предприятий, зачастую с участием арбитражных управляющих. В арбитражных судах России находится 57 тысяч дел о банкротстве, из них треть касается умышленных банкротств, считает Черныш, однако приговоров было вынесено всего два, причем очень мягких: виновные получили условные сроки и вскоре были амнистированы. Ежегодно ФСФО выносит сотни заключений по различным делам о банкротстве, значительная их часть имеет признаки банкротств преднамеренных, но до суда доходят единицы.
Теперь, когда к решению проблемы подключились силовики и аппараты президентских полпредов в федеральных округах, ситуация, возможно, сдвинется с мертвой точки. Однако появление таких советов ставит под вопрос дальнейшее существование территориальных структур ФСФО. А вслед за ними, возможно, и самой Федеральной службы. Недаром вице-премьер Борис Алешин обмолвился на днях, что вопросами банкротства должно заниматься Министерство промышленности, науки и технологий. Сегодня эта проблема находится в руках арбитражных управляющих, людей временных, у которых нет четких планов вывода предприятий из кризиса и их дальнейшего развития, сказал вице-премьер.