Однако принято как-то умалчивать о том, что у российских властей имеется огромный неурегулированный долг перед населением страны. Речь идет об обесценившихся в результате "шоковых" реформ сбережениях граждан.
Фактически это "серая" часть государственного долга, которую давно пора вывести на свет. И не ограничиваться жалкими подачками некоторым заслуженным категориям граждан, называя их временными компенсациями. В проекте бюджета на 2004 год на эти цели выделяется 25 млрд. руб. (немногим более 1 процента всех расходов).
Существующий долг государства по обесценивающимся вкладам юридически признан Федеральным законом от 10 мая 1995 года "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Закон предусматривает перевод соответствующих сбережений в долгосрочные целевые обязательства РФ. Этот Закон дополняет принятый в 1996 году Закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации". Он ввел понятие долгового рубля, вес которого должен определяться исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
При имеющейся методологии задолженность государства по старым сбережениям составляет в настоящее время порядка 11 трлн. рублей, то есть более 350 млрд. долларов. Огромная сумма, но в действительности она значительно меньше (вероятно, на 10-20 процентов). Как показывает практика выплаты временных компенсаций по вкладам, далеко не все претенденты обращаются за положенными компенсациями (из-за смерти и отсутствия наследников, потери документов, отъезда из страны и т.п.). Нужно найти устраивающие все стороны условия и предложить, как это принято в международной практике, разнообразное "меню" реструктуризации. Кредиторы должны получить возможность выбирать, а не слепо подчиняться жесткой воле должника.
Одним из вариантов мог бы стать выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг с выплатой ежегодного минимального дохода (2-3 процента). Их погашение можно ограничить сроком 50 лет и осуществлять выигрышными тиражами начиная, например, с 2010 года с нарастающим итогом, чтобы не подвергать чрезмерной нагрузке бюджет последнего года обращения этих бумаг.
Снижение долговой нагрузки по данной задолженности могло бы сильно облегчить разрешение уплачивать этими бумагами личные налоги и некоторые платежи граждан, ограничив такие выплаты определенной суммой для конкретного лица, чтобы не дестабилизировать всю налоговую систему. А когда экономический потенциал страны вырастет, долговые бумаги будут либерализироваться. Можно разрешить их продавать на вторичном рынке, использовать для покупки земли, недвижимости, акций, евробондов, для уплаты дорожающих услуг ЖКХ и т.п. Некоторые из этих операций, на мой взгляд, целесообразно начать уже в ближайшее время. Кстати, Закон 1995 года предусматривал прием целевых долговых обязательств по обесценившимся сбережениям при приватизации. Но на практике эта возможность не была реализована.
Необходимость погашения старого внутреннего долга стала бы весомым аргументом, чтобы убедить сырьевых олигархов активно не сопротивляться увеличению рентных сборов. Дополнительное изъятие природной ренты является более безболезненным вариантом по сравнению с пересмотром итогов приватизации крупнейших экспортных производств, который, как показывают социологические исследования, поддержала бы большая часть российского общества. Ведь это будет справедливой компенсацией наиболее пострадавшим в результате непродуманных и поспешных реформ группам населения.
Можно превратить задолженность по обесценившимся сбережениям и в государственную ренту, которая широко использовалась для финансирования государственных расходов в царской России. Для этого надо сделать соответствующие долговые бумаги бессрочными и установить более привлекательные для их обладателей условия обращения (большую доходность, защиту от инфляции и т.п.).
Однако должен быть предусмотрен и другой вариант. Ее погашение может быть ускорено, если осуществить выпуск облигаций с более короткими сроками погашения и с различным размером дисконта. Чем ближе срок погашения, тем больше дисконт по сравнению с признаваемым размером государственного долга. Например, при 10-летнем сроке погашения он может составить 60 процентов, при 15-летнем - 50 процентов и т.п.
Реструктуризация значительной части внутреннего долга не будет препятствием для досрочных выплат по внешним долгам бывшего СССР. Этому благоприятствует и складывающаяся макроэкономическая ситуация, когда ускоряются темпы экономического роста и намечено в ближайшие 7-10 лет удвоить ВВП. У России уже сейчас накоплены большие золотовалютные резервы, растет кредитный рейтинг, удешевляющий новые заимствования. Все будет зависеть от конкретных уступок, на которые будут готовы пойти зарубежные кредиторы.