12.11.2003 04:05
    Поделиться

    Три слова местной власти

    Мероприятие задумали как праздничное по случаю 5-летнего юбилея самого КМО. Кроме того, совсем недавно была принята новая редакция Закона о местном самоуправлении, споры вокруг которого не окончились и после его подписания, а срок исполнения отодвинут до 1 января 2006 года.

    Особенность российского самоуправления (не путать с самоуправством) в том, что оно по Конституции не включено в вертикаль госвласти, а служит механизмом общественного контроля населения над государством. Органы МСУ "обладают высшими и ответственнейшими полномочиями - они отстаивают интересы людей там, где они живут, осуществляют реальное самоуправление и саморегулирование общества", - сказал, выступая на открытии конгресса, Президент РФ Владимир Путин. Местный уровень власти глава государства считает "самым коротким и прямым путем" к тому, чтобы решать жизненные проблемы граждан. Поднимаясь над прозой жизни - вопросами ЖКХ, транспорта и прочего, что составляет сферу компетенции органов МСУ, Президент назвал "демократию на местах" "основой гражданственности", которая позволяет говорить о законности и дееспособности всех остальных государственных систем и механизмов. Становление местного самоуправления Владимир Путин назвал приоритетом в политике. И, кратко оценив только что принятый закон, наметил главные направления действий.

    Необходимо привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательство (КМО, считает Президент, мог бы взять на себя часть этой работы), решить вопросы о границах и статусе МО, обеспечить муниципалов ресурсами для наполнения их бюджетов ("слишком долго длилось время повышенных обязательств при пустом кармане") и повысить значимость местных представительных органов. Органы МСУ, по мысли Путина, должны быть квалифицированными, прозрачными и обеспеченными ресурсами.

    Президент КМО Олег Сысуев тоже уложил все проблемы муниципалов в три слова. Его соратникам и подопечным, по мнению Сысуева, не хватает финансов, демократии и ответственности. Глава конгресса тоже не обошелся без высокого штиля: органы МСУ, на его взгляд, - "это попытка ответить на вопрос, возможна ли в России демократия и достойная жизнь". Тезис выглядел менее бесспорно, чем слова Президента: как явствовало из дальнейших страниц доклада, административно-территориальных единиц в РФ около 155 тысяч, а статус муниципалов имеет лишь малая часть. К тому же за 10 лет их количество сократилось вдвое, а бюджеты "общественных контролеров государства" заняты хроническим исполнением романсов - их доля в доходах консолидированного бюджета России в 2002 году составляла 13,7 процента, в первом полугодии 2003 г. снизилась до 11,8 процента. Муниципальная казна имеет устойчивый, не покрываемый доходами дефицит - чем дальше, тем больший. Правда, и президент КМО, и выступавшие вслед за ним главы обеих палат парламента Геннадий Селезнев и Сергей Миронов сказали немало хвалебных слов в адрес новой редакции Закона о МСУ, который призван исправить недостатки. Первый зам. главы администрации Президента Дмитрий Козак, автор самой идеи реформы МСУ и руководитель всем известной комиссии, в ответ на их слова сдержанно улыбался и о чем-то оживленно вполголоса переговаривался со своим основным начальством. Как он позже пояснил любопытным журналистам на пресс-конференции - "о местном управлении, о Налоговом кодексе и беседовали". По словам Козака, готовится специальный указ Президента, который возобновит работу руководимой им комиссии в несколько обновленном составе, "чтобы нести ответственность за то, что мы натворили в прежние годы".

    Впрочем, критика закона звучала даже в первой - вежливо-официальной части конгресса. Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий даже сорвал аплодисменты зала, предложив радикальным образом развернуть налоговые реки в муниципальные берега - в виде отчислений налогов на физических лиц, налогов с предприятий, сохранения налога на содержание ЖКХ и пр.

    Выслушав речи докладчиков, Президент взял слово вновь, по его выражению, "позволил себе отреагировать". С чем-то из сказанного главе государства "хотелось бы поспорить", что-то принять сразу. По его словам, Правительство внесло поправки в Бюджетный кодекс в соответствии с новым Законом о МСУ, но это ни в коем случае не значит, что дискуссии прекращены: "Все вполне может быть поправлено". Он объяснял залу, в котором, как он считает, "нет случайных людей", сколь нелегок процесс изменения налоговой системы, как сложно "погасить выпадающие доходы". Защищал Правительство, которое теперь "побаивается многих норм". "Вам на местах должно быть виднее", - подытожил он. Правда, оговорился, что со временем станет ясно, смогла ли система МСУ заработать в полную силу. Некоторые главы МО, возможно, лишатся постов. "Если люди будут доводить до цугундера свой город или поселок, то иногда лучше их сверху отстранить, чем ждать, пока снизу на вилы поднимут".

    Высокие гости покинули президиум, а делегаты с мест продолжили - раз Президент благословил - свои споры. Политеса, конечно, поубавилось. В кулуарах и на секционных заседаниях главы МО от души сплясали на костях регионального и районного начальства, с которым ведут вечные окопные бои, досталось и новому закону, и его авторам, и сенаторам, и думцам, и полпредам, и Кремлю. Москва, конечно, деревня большая, но все присутствующие усвоили хорошо: бьет она с носка, слезам не верит, а брать ее приходится исключительно измором.

    Поделиться