Почти каждый мальчуган мечтает о вооруженном до зубов роботе-трансформере, а девочки со слезами на глазах умоляют родителей купить телепузика. Но с ними не играют: их показывают друзьям и хвастаются. То есть игрушка стала для детей, как это ни странно звучит, элементом некоего престижа. Ситуация настолько тревожная, что собрала педагогов, психологов, воспитателей на специальной научно-практической конференции "Игра и игрушка в жизни ребенка: проблемы и перспективы".
- Какова культура, такова и игрушка, - говорит детский психолог, доктор психологических наук Вера Абраменкова. - Мы занимаем первое место в мире по детскому курению и одно из первых - по детскому суициду. В таких условиях именно игрушка выступает средством обучения, развлечения, а в последнее время и лечения ребенка.
Наверное, никто не сомневается в том, что игрушка должна быть полезной. Но о какой пользе может идти речь, когда большая часть товаров в детских магазинах - это устрашающего вида роботы, одноглазые куклы, пресловутые бесполые покемоны? Ученые заявляют: для того, чтобы оградить детей от пагубного влияния подобных игрушек, необходима их тщательная экспертиза.
Спрашивается, за чем же дело, если уже три года в России на федеральном уровне действует Совет, способный качественно проводить "игрушечную" экспертизу? Однако за это время он проверил всего... 27 игр и игрушек. Не расторопны специалисты? Отнюдь. Просто производители не торопятся предлагать свою продукцию для тщательного "досмотра". В результате в продажу поступает огромное количество так называемых антиигрушек, увлечение которыми ведет за собой психические расстройства и неврозы.
Вот характерный пример. Двое мальчишек остались дома одни. Старший занимался с виртуальным щенком Тамагочи. В момент, когда Тамагочи нужно было "покормить", старшего брата позвал младший. Ребенок отвлекся от игры, а когда вернулся, то щенок "умер". "Хозяин" Тамагочи так разозлился на брата, что того отправили в больницу с сотрясением мозга...
Кстати, неоднозначные оценки специалистов по-прежнему вызывает Барби, хотя копий вокруг этой красавицы сломано, кажется, уже предостаточно.
- Кто такая Барби? Это уже взрослая женщина, и девочка не может взять ее на руки и убаюкать, как дочку, - такого мнения придерживается Вера Абраменкова. - Ведь мы с малых лет воспитываем в девочках материнский инстинкт.
А представители Министерства образования и вовсе не берутся судить куклу.
- Мы ведь не федеральная экспертиза, - подчеркнула на конференции заместитель начальника Департамента общего и дошкольного образования Татьяна Оверчук. Хотя, заметим, необходимость экспертизы прописана в Федеральном законе об основных гарантиях прав ребенка.
Мнение
Надежда Габрусева, начальник департамента экспертизы учебных изданий республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании:
- Часто взрослые сами не могут понять, чем хороша или плоха та или иная игрушка. Возможно, скоро мы начнем выпускать ежегодный каталог, в котором под грифом Минобразования будем представлять настольные, компьютерные игры и игрушки, одобренные психологической экспертизой.
Кстати
Кукла Барби-балерина в московских магазинах стоит от 589 рублей. Цена Барби, которая может петь и танцевать, доходит до 2000 рублей. За плюшевого покемона родителям придется отдать до 300 рублей. А разноцветные телепузики облегчат кошелек еще рублей на 200, а то и на все 800 - это если существо способно двигать лапами и "разговаривать".