Заманчиво постранствовать по "голубому космосу", но далеко не всем это под силу. Чтобы опуститься под воду с аквалангом, требуется и хорошее здоровье, и навык. Иное дело - малые подводные лодки. Их созданием занимаются ученые и конструкторы многих стран. "Летающие субмарины", "подводные мотороллеры" и прочие подобные аппараты появляются один за другим. И у нас подводная лодка "сухого" типа (полностью герметичная) для двух человек уже сделана в Нижнем Новгороде.
И все же субмарина, спроектированная в Петербурге, необычна. Дело в том, что на всех существующих малых подводных судах источник энергии - электрические батареи, питающие электродвигатель мощностью примерно пять киловатт. Ясно, что время работы этих батарей серьезно ограничивает возможности судна. Кроме того, его непросто изготовить, да и управление - проблема. А для экономии энергии приходится пускаться на всяческие хитрости. Например, в американской "парящей лодке" Хокса акванавт лежит. Иначе не удается обеспечить нужную скорость хода 2-3 узла.
Заведующий лабораторией Санкт-Петербургского морского технического университета Владимир Тарадонов нашел неожиданное решение проблемы.
- Я занимался роторными винтами, - рассказывает он. - И наткнулся на давно известный в судостроении, но как-то не до конца оцененный эффект Коанда. Если воду выпускать на корпус судна из узкой щели, расположенной близко к самому корпусу, то поток как бы прилипает к поверхности. На корпусе образуется разряжение, как на верхней части крыла самолета. В результате на крыле возникает подъемная сила. А у подводного корабля с правильно рассчитанным профилем поверхности появляется дополнительная тяга. Говоря по-простому, его как бы всасывает в возникшее разряжение.
Так появился запатентованный петербургским ученым роторно-пластинчатый водометный движитель, совмещенный с корпусом оригинальной формы. Вроде "летающей тарелки". Сопротивление ее движению существенно уменьшается, так как эффект прилипания воды создает вдоль корпуса подводной лодки своеобразную "смазку". Чтобы такая подлодка развила скорость в три узла, достаточно мускульных усилий двух человек (0,6 киловатта).
Как долго они могут путешествовать на таком "подводном велосипеде"? По сути, сколько не лень крутить педали. По крайней мере, воздуха хватает на 48 часов.
Субмарина с педалями, можно сказать, хобби Владимира Станиславовича. Точнее, работа вне плана. Ведь лаборатория, которой он руководит, живет за счет заказов военных моряков. Кое-что из того, что удается выручить за эти работы, расходует на создание "подводного велосипеда".
- Кто только к нам не обращался с просьбой продать изобретение, - говорит он, демонстрируя груду бумаг на разных языках. - Даже из Афганистана приезжали. Думаю понятно, зачем стране, не имеющей выхода к морю, маленькая подводная лодка с велоприводом? Но мы пока держимся. Надеемся построить ее в России. Пока есть действующая модель в масштабе 1:2, которая прошла все испытания в опытном бассейне. Года через два, рассчитываю, сделаем лодку в натуральную величину. Для меня главное, чтобы любой человек мог увидеть красоту "голубого космоса".