Чья таблетка убивает

На днях в институте мы оперировали 42-летнего мужчину со злокачественной опухолью в пол-лица. Заметив у себя новую бородавку, он начал сводить ее некой мазью - "высокоэффективным, абсолютно безопасным препаратом", как было сказано о нем в рекламной передаче. Затем сковырнул эту "болячку", продолжал лечиться чем-то еще - и оказался, в конце концов, у хирурга-онколога...

К сожалению, подобных примеров любой из сотрудников НИОИ им. Герцена может привести множество. Потому что именно представителям нашей профессии достается, пожалуй, больше всех запущенных и тяжелых случаев заболеваний, когда мы уже бессильны. Хотя обратись к нам пациент раньше, на начальных стадиях, его можно было спасти. Но ведь реклама предлагает, даже требует обратного: да плюнь ты на врачей, лечись сам! Случись что с кухонным краном или телевизором, вы вызовете специалиста, а вот лечиться многие берутся сами!

Вот почему врачи всех специальностей, а не только онкологи, считают рекламу лекарственных препаратов в СМИ не просто вредной, а наносящей прямой ущерб здоровью россиян, добавляющей проблем в наше и без того больное здравоохранение. Сами же лекарства при бесконтрольном применении становятся "даром данайцев". Когда человеку внушают, когда прямо-таки подталкивают: "Выпей такую-то таблетку - избавишься от головной боли; выпей другую - улучшишь настроение; прими третью - уберешь неприятные ощущения в желудке", то призывают устранить симптомы недомогания, а не его причину. Но, загнав болезнь "внутрь", человек дает ей возможность развиваться дальше. И после временного облегчения вынужден все же идти к врачам. Нередко тогда, когда поздно что-либо исправить.

Исходя из всего этого предложение Минздрава убрать с радио и телевидения рекламу лекарственных средств можно только приветствовать. Слава богу, оно озаботилось тем, что россиянам все последние годы усиленно навязывают своего рода "заочное" лечение - без участия врача, но с обязательным использованием лекарственных средств. Вот и наблюдается у нас настоящий аптечный бум, вызванный в первую очередь рекламой.

Вместе с тем совершенно не ясно, как министерство намерено добиваться выполнения своего предложения. "Российская газета", например, много писала о рекламе биологически активных добавок (БАД), которыми обещают вылечить все, вплоть до онкологических заболеваний. Чтобы прекратить эту вакханалию БАД на фармацевтическом рынке, Минздраву достаточно было исполнить свой же приказ о переводе добавок в разряд лекарств. Однако прошло уже три года со дня его выхода, но ни один из пунктов этого приказа так и не выполнен. Тем временем рынок псевдолекарств, чем являются БАДы, по утверждениям специалистов, уже сравним по объемам продаж с рынком лекарств. А это значит, что будет множиться число пациентов, которые, уплатив многие тысячи на псевдолечение псевдопрепаратами, например, некой добавкой "Парацельс", в итоге попадут к врачам в тяжелом состоянии.

Другой вопрос: согласно Закону "О рекламе" запрещено рекламировать в СМИ только те лекарственные препараты, которые отпускаются по рецепту врача (хотя зачастую и это положение обходят). Так что фармацевтические предприятия, рекламируя в СМИ свою безрецептурную продукцию, ничего не нарушают. Как быть с этим? Внести изменения в закон, чтобы о достоинствах и недостатках любого лекарственного препарата можно было узнать только из специализированных изданий? Кстати, так происходит во всем мире...

Наконец, непонятно, почему предложение Минздрава касается только радио и телевидения. Не меньший вред здоровью наносит и реклама в других СМИ, исключая, естественно, те, что рассчитаны на врачей и фармацевтов. Как быть с ними? А еще с "целителями" и "экстрасенсами", открыто дурачащими население? Надеюсь, безусловно правильное предложение министерства по поводу запрета рекламы будет иметь конкретное продолжение. Иначе его мнение о вреде рекламы лекарств будет сродни надписям на сигаретных пачках о том, что "Минздрав предупреждает...". Вот только никому от этих слов не страшно.

Записал Рафаэль

МАРДАНОВ.