- Белла Ильинична, в редакцию "Российской газеты" приходит много писем по поводу долговых обязательств Сбербанка 1990-1992 годов. Один из вопросов: можно ли продать кому-то долги государства вкладчикам, с тем чтобы получить деньги сегодня, а не ждать, когда подойдет его очередь. Предусмотрены ли здесь какие-то регламентации?
- Купить и продать можно и сейчас. Достаточно переступить право требования по вкладам - и все дела. Проблема в том, что эти вклады признаны долгом в Сбербанке. В 1995 году принят закон, который предполагает, что все эти долги переведут в долговые рубли и они будут обращаться на рынке.
Этих долгов в долговых рублях на сегодняшний день порядка 10 триллионов - три бюджета Российской Федерации. Если их выпустить на наш фондовый рынок, то вместо госдолга в 40 процентов ВВП мы получим 140 процентов ВВП и из этого не вылезем уже никогда.
Каковы наши возможности расплатиться с вкладчиками Сбербанка? С 1996 года выплачиваются компенсации. Сейчас по тысяче рублей получают вкладчики уже 1942 и 1945 годов рождения, по второму разу начали получать самые старые вкладчики. Если в первые годы мы выделяли на эти цели по два-три миллиарда рублей, то в прошлом году - уже свыше 16 миллиардов, в этом - 20 миллиардов, а в следующем - значительно больше.
Конечно, следует принять закон, который определит исходя из реальных возможностей, когда и сколько государство выплатит по "дореформенным вкладам". Проект такого закона Правительством внесен в Государственную Думу. Возможно, в ходе обсуждения позиции депутатов и Правительства будут сближаться, но для этого мы и призываем Думу начать конструктивный диалог, чтобы уже современное поколение вкладчиков могло получить компенсации.
- В последнее время появились предложения расплатиться по этим долгам не "живыми" деньгами, а ценными бумагами, приносящими небольшой, но твердый ежегодный доход, который затем (лет через 50) государство выкупило бы. К примеру, нечто вроде существовавших раньше облигаций государственного займа. Есть также предложения использовать такие бумаги для уплаты налогов, приобретения недвижимости, оплаты жилищных услуг и так далее. Как вы относитесь к самой идее расплаты ценными бумагами? Возможно ли это сделать в ближайшее время, как говорят различные кандидаты в Госдуму, или это потребует изменения в существующем законодательстве о рынке ценных бумаг? Выдержит ли этот рынок такой наплыв капитала? Да и согласятся ли люди получать бумаги вместо денег?
- Во-первых, хочу еще раз напомнить: дореформенные долги, индексируемые по методике, заложенной депутатами в принятых законах, составляют сумму, превышающую 10 триллионов рублей (около 3 бюджетов РФ). Если выпустить государственные ценные бумаги на такую сумму, финансовый рынок эти активы обесценит до предела и вкладчики вряд ли получат на них больше 5-10 процентов в случае их продажи.
Если представить, что долг будет погашаться 30 лет, это означает, что ежегодно мы должны будем закладывать в бюджет по 350 миллиардов рублей расходов, что в современных условиях приведет к резкому сокращению социальных программ.
Но это только цифры для осмысления проблемы. Теперь - о самой проблеме. Первое. Государство, безусловно, хочет справедливо компенсировать потери вкладчиков (о чем говорят возрастающие суммы в бюджетах последних лет на эти цели, кстати, в проекте на 2004 год они возрастают еще на 5 миллиардов и составят 25 миллиардов), но при этом не погубить денежную систему, с тем чтобы не обесценились вклады сегодняшних вкладчиков.
Второе. Можно ли выпущенными для компенсации ценными бумагами оплачивать ЖКХ, платить налоги, покупать товары? А канализационные трубы мы тоже будем этими бумагами клеить? ЖКХ либо завод-производитель получил в оплату услуг ценные бумаги, а ему где взять оборотные средства, ему же надо производственную деятельность вести. По-видимому, предполагается что сумму погасит бюджет, но ведь это те же расходы бюджета.
А если бумагой заплатить налоги, бюджет бумагой доходы получит - значит те же расходы, ведь нельзя же бумагой зарплату учителю заплатить либо врачу - они и так еле-еле концы с концами сводят.
Третье. По нашему мнению, проблему надо решать через законодательство. Прежде всего определить, сколько общество готово выделить на эти цели и каковы при этом будут последствия для всех россиян. Нам кажется, что сегодня возможности у общества значительно повышаются и размеры компенсационных платежей можно существенно увеличить. Важно, чтобы плодами компенсации воспользовались все-таки "дореформенные" вкладчики, а не посредники. Самым рациональным способом является определение суммы на ближайшие 10-15 лет с ежегодной разбивкой по текущим бюджетам и построение на основе этих сумм модели компенсаций на ближайшие годы. Затем можно будет рассматривать возможности на 30-летнюю или более отдаленную перспективу.
Мы встречаемся и переписываемся с большим количеством вкладчиков и знаем, какие огромные трудности выпали на их долю. Конечно, им нужны деньги и сегодня (увы, ждать они не могут), так что легко предположить, что если выдать обращаемые бумаги, то они будут за бесценок проданы посредникам.
Давайте решать, справедливо ли сегодня ограничить и без того достаточно низкую обеспеченность социальной сферы, народного хозяйства, чтобы большая часть бюджетных денег оказалась у спекулянтов.
И последнее. Я с огромным уважением отношусь к нашим известным экономистам Виктору Геращенко и Сергею Глазьеву, считаю, что их заинтересованность в решении проблемы "дореформенных" вкладчиков очень полезна для дела. Безусловно, будут споры, не всегда приятные, но это реальная возможность найти решение крайне непростой проблемы. Мы предлагаем всем заинтересованным экономистам ознакомиться с базовыми данными о счетах вкладчиков в Сбербанке России по состоянию на начало 1992 года, о задолженности по госбумагам СССР и других обязательствах. Кроме того, мы готовы предоставить всю информацию о погашении товарных долгов, что даст, возможно, дополнительную фактуру для выводов и предложений. Эти данные мы разместим на сайте Минфина в Интернете, адрес: www.minfin.ru