13.11.2003 01:30
    Поделиться

    История иранского переворота

    США забыли про урок, который они получили около пятидесяти лет назад в Иране

    ...В Иране начала 50-х годов прошлого века ни американцы, ни британцы не искали, как сейчас в Ираке, атомной бомбы. Их просто не устраивала независимая политика премьер-министра страны Мохаммеда Мосаддыка, назначенного на этот пост в 1951 году на волне антишахских и антизападных выступлений иранцев. Мосаддык, к тому времени уже пожилой политик с европейским юридическим образованием, стал тогда кумиром молодой иранской интеллигенции. Благодаря своей бескомпромиссной позиции по отношению к диктатуре Реза-шаха, борьбе с наследственными привилегиями и за освобождение Ирана от иностранного влияния. Так, группа депутатов меджлиса (парламента) от Национального фронта, который и возглавлял новый премьер, своей первоочередной задачей поставила проведение либерально-демократических реформ в стране, определенное ограничение шахской власти и принятие закона о национализации Англо-иранской нефтяной компании (АИНК), в которой, естественно, первую скрипку играли англичане и им было что терять.

    АИНК была своего рода иностранным государством в государстве иранском. Ей принадлежали аэродромы, железные дороги, порты, танкеры, радиостанции и даже полиция, не говоря, конечно же, о более чем 300 скважинах и нефтеперерабатывающих заводах. Словом, англичанам было что терять.

    Об этом, понятно, вслух не говорили. Равно как не особо распространялись о своих опасениях, что Иран может превратиться в "коммунистическую" страну с соответствующим влиянием СССР. Вот почему в 1953 году, едва заступив на пост президента США, Дуайт Эйзенхауэр одобрил подготовленное в недрах ЦРУ решение устранить Мосаддыка и поставить во главе страны скрывшегося от народного недовольства в Багдаде под крылышком англичан слабовольного наследника шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который благоволил Вашингтону и Лондону.

    Непосредственно на месте - в Тегеране - переворотом руководили глава Восточного отдела ЦРУ Кермит Рузвельт, внук президента Теодора Рузвельта, и от британской разведки некто "Монти" Вудхаус, профессиональный разведчик, поднаторевший в деле организации разного рода диверсий. В операции, которую американцы окрестили "Аяксом", а в Лондоне гораздо прозаичнее - "Пинком", ставка делалась на оппозиционное Мосаддыку прошахское офицерство, ради снабжения которого и деньгами, и оружием, и военной техникой за океаном и Ламаншем не скупились.

    "Первым делом, - признался незадолго до смерти Вудхаус, - мне надлежало отправить в Иран целый самолет винтовок". Потом он передал миллионы иранских риалов братьям Рашидиан, которые в нужный момент должны были вывести на улицы Тегерана толпы деклассированных элементов. Именно их рассматривали главной движущей силой переворота. Именно они учинили в Тегеране погром левых и демократических сил. Мосаддыка арестовали и в декабре 1953 года приговорили к трем годам заключения, после которого он до смерти в 1967 году жил под надзором полиции в деревне близ столицы.

    А шах, вновь воссев на трон, проводил ту политику, какую ему диктовали его покровители.

    Однако, как, по утверждению "Индепендент", писал один американский автор, проамериканское правительство долго не продержится, если Соединенным Штатам не удастся доказать, что добрые отношения с Вашингтоном Ирану выгоднее, чем реформы Мосаддыка. Доказывали чуть более четверти века и... в 1979 году получили революцию аятоллы Хомейни. Власть в Иране перешла в руки клера, люто ненавидящего и США, и Британию.

    Прав, вероятно, Кермит Рузвельт, впоследствии заметивший: "Если еще когда-нибудь мы попытаемся сотворить нечто подобное, то должны быть абсолютно уверены, что народ и армия хотят того же, что и мы". Похоже, в Вашингтоне не прислушались к совету опытного разведчика и теперь пожинают горькие плоды в другой ближневосточной стране - Ираке.

    Поделиться