Это констатировала выездная коллегия Министерства культуры РФ, которая прошла на крупнейшем кинокомбинате Европы. Генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров по этому поводу вспомнил недавний 1994-й, когда в качестве члена жюри фестиваля в Токио он краснел за технический уровень нашей конкурсной ленты, по качеству изображения и звука уступавшей даже картине из Северной Кореи. Сегодня усилия по модернизации студии дали плоды: на "Мосфильме" можно создавать фильмы на самом современном технологическом уровне, здесь функционирует пока единственная в стране новейшая тон-студия и начаты работы по внедрению цифрового кино. "Это не просто крупнейшая, но и лучшая студия Европы, - утверждает Карен Шахназаров. - Она может пока уступать римской "Чинечитта" по размаху строительства декораций, зато звуковое оборудование на "Мосфильме" совершенней итальянского, и только здесь можно снять картину от самого начала до самого конца, получив все необходимые услуги, от уникальной коллекции костюмов и реквизита до озвучания в системе Dolby. Во всей этой работе по модернизации студии рассчитывать на бюджетные деньги, разумеется, было нельзя, но благодаря принципиальной позиции Минкульта "Мосфильму" удалось сохранить свои кинофонды, прокат которых и дал средства для реконструкции".
Модернизация всей технологической цепочки кинопроизводства предъявляет новые требования и к подготовке кадров. Сегодня монтажер или звукоооператор - это высококвалифицированные инженеры.
На коллегии много внимания было уделено новому уровню обучения специалистов.
Технологии оказались в центре событий не случайно. "Сегодня именно они определяют качество картин, - отметил Карен Шахназаров. - Шедевры возникают редко, редко рождаются и гении кино, на этот процесс трудно влиять. А вот обеспечить сильный средний уровень кинопроизводства - это в наших силах".
На очереди - цифровое кино. В Швеции из 38 картин года только 5 сняты на пленке. "На цифре" снял свой последний фильм даже такой ветеран мирового кино, как Ингмар Бергман.
Карен Шахназаров еще раз повторил свой излюбленный аргумент: мировой опыт приватизации подобных кинокомбинатов показал неэффективность этого процесса. Киностудия в Румынии была акционирована, а теперь там пытаются восстановить разрушенное хозяйство.
Та же "Чинечитта" в Риме была и остается государственным предприятием. Именно универсальность делает "Мосфильм" уникальным явлением, сказал по этому поводу министр культуры Михаил Швыдкой, поэтому во многих процессах акционирования кинопроизводства, которые сейчас активно проходят в России, этой студии принадлежит особое место.
Главной новостью дня стало обнародование проекта развития киноконцерна "Мосфильм" на 2004 - 2008 годы. К концу этого срока на территории студии должны появиться новое здание сценически-постановочных средств, крупнейший в Европе павильон с бассейном и оборудованием для подводных съемок, современные складские помещения. А главное, киноконцерн откроет ворота для публики: здесь построят развлекательный центр с тремя кинозалами, помещением для киномузея, ресторанами и игротеками, а уникальные коллекции реквизита и декораций будут доступны для обозрения. Денежные поступления от экскурсий, в свою очередь, послужат дальнейшему развитию студии. Для сооружения этого комплекса привлечены частные инвестиции, а траты на реконструкцию и модернизацию самой студии лягут на плечи как "Мосфильма", так и федеральных источников.
Как заявил министр культуры, бюджетные средства должны также направляться на поддержку отечественных фильмов в прокате. Французский же опыт квотирования показа иностранных лент в России и предоставления режима наибольшего благоприятствования для отечественной кинопродукции признан несвоевременным и на данный момент - вредным. Так что у России и здесь свой особый путь.