Торжественная церемония установки памятника прошла в день 85-летия комсомола и как раз накануне Дня памяти жертв политических репрессий. Народу было немного: около 100 человек.
- В этой акции нет никакой прокоммунистической направленности, - объясняет "РГ" заместитель главы администрации города Ишима Ирина Фадеева. - К тому же, бюст мы устанавливали Сталину не как главе государства, а как главнокомандующему. Под его руководством мы победили в Великой Отечественной войне. Раньше на этой площади, у здания бывшего военкомата, стоял памятник Сталину. Именно отсюда отправлялись на фронт в годы войны ишимцы с девизом на устах "За Родину, за Сталина". Думаю, что мы нашли консенсус. И восстановили историческую справедливость в плане увековечивания памяти человеку, выигравшему войну. Общественное согласие нами было получено.
- Памятник Сталину как главнокомандующему? - удивилась Тамара Сажина, председатель ишимского регионального отделения оргкомиссии по изучению исторического наследия Сталина. - Мы просили местные власти установить бюст Сталина - главы советского государства и генералиссимуса. Многие из моих коллег-однопартийцев жизнь прожили при нем. За 30 лет своего правления Сталин ни разу не повысил цены на продукты. Наоборот, они понижались 13 раз. Представители наших партий давно хотели установить подобный памятник. Но сначала у нас не было бюста. Потом около пяти лет мы просили разрешения у мэра города поставить его на одной из площадей Ишима. Теперь же, вместе с памятником Сталину, Октябрьская площадь для нас - святое место. Я, кстати, сама оттуда провожала своих братьев на войну. А за установку бюста высказались более 5 тысяч горожан. Причем некоторые из них - бывшие репрессированные. Кроме того, нас поддержали 82 видных деятеля Ишима - работники науки и культуры, а также 85 руководителей предприятий.
Конечно, мы стали дозваниваться до бывших репрессированных.
- В Ишиме проживают много пенсионеров, и ностальгия по советским временам здесь имеет место, - сказал Валентин Истомин, житель города, высланный в 1932 году "товарищем Сталиным" на север Омской области. - Не знаю, вполне возможно, что некоторые репрессированные и поддержали этот проект. Я как частное лицо был против восстановления памятника. Кстати, в День памяти жертв политических репрессий у меня спросили, как относиться к этому факту. Я ответил, что сейчас у каждого есть свобода иметь и выражать свое мнение.
- Я - участник Отечественной войны. У меня семь благодарностей от верховного главнокомандующего за отличные боевые действия, - прокомментировал событие в городе его почетный гражданин Самуил Яцык. - Во время войны мы все верили в Сталина, верили в Победу. Это очень дисциплинировало солдат. Потому я лично ничего не имею против установки бюста Сталина как главнокомандующего. Я вам скажу, против памятника особо никто и не выступал. Скорее так: одни остались довольны, другим - безразлично.
По словам пресс-секретаря мэра города Ирины Киселевой, "левых" в 65-тысячном городе немного: около 100 человек. Партий правого толка вообще нет, есть немногочисленное отделение "Единой России". Так что политический протест против установки бюста выражать было некому.
Правда, председатель регионального отделения "единороссов" Виктор Изох отметил, что в начале этого года городские общественные организации высказались против переноса бюста из музея на городскую площадь.
- Тогда мэр учел наше мнение. Решение же установить его сейчас, ближе к концу года, принималось без нашего участия, - подчеркнул он.
Теперь немного об истории самого ишимского памятника. Бронзовый бюст вождя народов до начала 60-х годов стоял в одном из скверов города. Когда стали разоблачать культ личности великого вождя, он был демонтирован, как и все остальные памятники в стране. Некоторое время бюст находился... в райкоме партии. В 1999 году попал в местный краеведческий музей, занял место в экспозиции "история Ишима в советский период". В это же время представители КПРФ и РКРП вышли с предложением установить памятник где-нибудь в центре города. Один из их аргументов: к бюсту в музее невозможно возложить цветы.
Вот и было найдено место: для одних - "святое", для других - "историческое".