Но такая высокая гражданская толерантность была бы исчерпывающей, если бы памятник стоял в музее или во дворе частного дома. И если бы за этой историей не скрывалось стыдливое тайное согласие власти. Даже небольшое телефонное расследование этой истории, предпринятое корреспондентом "РГ", показало, что никаких многочисленных пожеланий восстановить памятник не наблюдалось - всего 5 тысяч жителей 65-тысячного города высказались "за" и лишь 100 человек пришли на открытие.
Чувства и взгляды ни 100, ни 5 тысяч не нуждаются ни в ревизии, ни в обличении, ни в дискуссии, они религиозны по своей сути, с такими чувствами не спорят.
Но площадь в центре города - не частный огород. И памятник на этой площади - не частное дело. Не партийное. Не классовое.
Речь идет о символах. Государственная символика - штука серьезная. Взбредет ли кому в голову взять и перекрасить одну полосу на российском флаге из синего в зеленый? Нет, тут мы все под законом ходим, за неуважение к государственной символике предусматриваются серьезные наказания. А попытка поиграть с нею отдает политической махновщиной.
Памятник Сталину в городе Ишиме как уступка ветеранам был бы легитимен лишь рядом с памятной доской с разъяснениями. Что бюст поставлен по настоянию местной компартии, из-за уважения к представлениям ветеранов. Но при этом необходимо во имя исторической и человеческой правды не пренебрегать другими представлениями и высечь имена ишимцев, погибших в сталинских лагерях. Привести их последние письма детям и женам. "Реквием" ахматовский вспомнить. "Хотелось бы всех поименно назвать, но отняли список". Разве в городе нет ста человек, желающих этого?