Эта идея многократно звучала на открывшейся вчера в Москве международной конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения". Организовали конференцию Торгово-промышленная палата, МВД и Минэкономразвития России. Масштабы фальсифицированных и контрафактных товаров (которые производятся с незаконным использованием чужой интеллектуальной собственности) шокируют. Например, по результатам проверок в первом полугодии 2003 года таковыми оказались 70 процентов аудио- и видеопродукции, 40 процентов алкоголя, 36 процентов продуктов питания (в основном масло, чай, консервы, кондитерские изделия), 22 процента одежды и обуви, 20 процентов сигарет, 18 процентов безалкогольных напитков. Федеральный бюджет России теряет от этого около 3 миллиардов долларов США ежегодно.
Пора положить этому конец, решительно заявили участники конференции и собираются предложить Правительству рекомендации, как это сделать. Лейтмотив - ужесточение карательных мер. Определеннее всех высказался заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников. По его мнению, штрафы, "вилка" которых очень широка, ничего не решают, а лишь стимулируют взяточничество и коррупцию. Поэтому он предлагает: "Попался на фальсификате первый раз, любой по всей цепочке - год лишения свободы, второй раз - пять лет с конфискацией имущества". Вот тогда, считает Колесников, можно ожидать серьезных результатов.
И все же есть большие сомнения в том, что такие строгости кого-то сильно напугают и очередной крестовый поход против черно-серого рынка закончится безоговорочной победой. Коренная причина существования такого рынка экономическая. Наличие относительно дешевой фальсифицированной продукции выгодно не только ее производителям, но и в первую очередь покупателям. Потому что как минимум половина нашего населения, которая, как известно, живет за чертой бедности, пойдет не в бутик, не в фирменный салон, а на рынок и купит не то, что хочется, а то, что доступно. И никакие призывы к сознательности не заставят бедного человека покупать недешевые вещи.
Доля фальсифицированной продукции в различных отраслях рынка за 2002 год
Сектор производства | В среднем в мире, % | Россия, % |
Парфюмерная и бытовая химия | 5 | 60 |
Автозапчасти | 10 | 30 |
Одежда (трикотаж, рубашки, джинсы) | - | 30 |
Медикаменты | 6 | 15 |
Видеопродукция | 50 | 80 |
Музыкальные записи | 33 | 70 |