- Можно констатировать, - считает Сергей Степанович, - что на законодательном уровне вопросы, связанные с равными правами белорусов и россиян на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда, решены. Вместе с тем до сих пор наши национальные законодательства, регулирующие эту сферу, окончательно не унифицированы. Хотя статья 20 Договора о создании Союзного государства и содержит положение о создании единого правового пространства. В согласовании нуждаются нормы, термины и понятия гражданского права, связанные с регламентацией отношений собственности, положения налогового, инвестиционного, таможенного и иных норм права.
В соответствии с одной из статей договора граждане Союзного государства пользуются равными правами на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено национальным законодательством государств-участников. На практике же единое экономическое пространство возможно только при соблюдении правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников Союзного государства. Полного выравнивания прав граждан двух государств не произошло. Положение усложнилось после того, как Россия приняла закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Белорусы вынуждены на общих основаниях, как иностранцы, обращаться за регистрацией при въезде в Россию. И не в паспортные столы, как россияне, а в отделы виз и регистраций. Имея право на свободное трудоустройство, белорусские граждане сталкиваются с проблемой оформления трудовых отношений, поскольку отсутствует механизм регулирования вопросов пенсионного обеспечения. Ведь в России введена накопительная система финансирования трудовых пенсий. Вот и получается, что, даже приобретая на территории Российской Федерации жилье в собственность, белорусы с трудом могут зарегистрировать свое пребывание в России и легально осуществлять трудовую деятельность. Хотя формально ограничения равных прав граждан на трудоустройство распространяются только на право занятия государственных должностей в государственных органах государств - участников договора.
Представляется, что до принятия Конституционного акта Союзного государства порядок осуществления миграционных процессов, трудовых отношений и социальных гарантий может быть урегулирован на уровне соответствующих двусторонних отношений. Кроме того, назрела необходимость в разработке специальной миграционной программы Союзного государства, определяющей приоритетные направления в этой сфере. По сути нужна единая миграционная политика, включающая закрепление более "жестких" мер по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Союзного государства. Унифицированное российское и белорусское законодательство позволит обеспечить реальный контроль в сфере регулирования миграционных потоков. Такая работа уже проводится министерствами внутренних дел Беларуси и России, а данные вопросы неоднократно рассматривались на объединенных коллегиях МВД двух стран, заседаниях Совета министров Союзного государства.
В отличие от трудовых отношений, которым присущ более консервативный характер, сфера образования более динамично отвечает на требования времени. А они заключаются в том, что молодежь предпочитает учиться там, где, по их мнению, можно получить более качественные, современные, глубокие знания - без оглядки на расстояния и географию. Вот почему сотрудничество двух государств в сфере образования, в том числе и в рамках Союзного государства, развивается активно. Молодежь из белорусской глубинки едет учиться в Россию. А российских абитуриентов привлекает европейский уровень и классическая школа преподавания ряда белорусских вузов.
Министерством образования Российской Федерации совместно с белорусскими коллегами разрабатывается проект союзной программы по формированию и развитию единого образовательного пространства Союзного государства. В настоящее время проект проходит процедуру внутригосударственного согласования. В Постоянный комитет Союзного государства представлен проект Положения о конкурсе грантов, одобренный на координационном совещании представителей вузов России и Беларуси 29 апреля 2003 года. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Данное соглашение распространяется на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Одним словом, в сфере образования сформирована достаточно полная нормативная правовая база, обеспечивающая россиянам доступность и равные права в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси - в Российской Федерации. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема.
Во все высшие учебные заведения иностранные граждане принимаются без ограничения возраста, имеющие образование, соответствующее уровню средней общеобразовательной школы Республики Беларусь. Однако при наличии в целом равных прав на получение образования остаются вопросы по доступу в учебные заведения ведомственной принадлежности. А затем, после поступления, белорусские студенты сталкиваются с проблемами получения стипендий и предоставления мест в общежитиях.
Ситуация с обеспечением равных прав на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территории Союзного государства тоже неоднозначная. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28 июня 1991 г. медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в России, осуществляется в порядке, установленном Правительством. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и россияне. Кроме того, есть минимальный перечень медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации. А медицинское страхование граждан государств - участников СНГ, временно находящихся в Российской Федерации, производится на основе международных договоров России с этими государствами.
Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь в российских учреждениях здравоохранения и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Беларуси должна осуществляться всеми лечебно-профилактическими учреждениями этих государств, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствующем порядке. Но при этом беспрепятственно и бесплатно оказывается только скорая и неотложная медицинская помощь, а также диагностика и лечение социально опасных заболеваний в соответствии с утвержденным перечнем. Все виды медицинской помощи бесплатно оказываются только Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней, Героям России и Беларуси. Для всех остальных граждан медицинская помощь предоставляется на платной основе, включая медико-социальную помощь.
В Беларуси утвержден порядок оплаты медицинских услуг, оказываемых государственными медицинскими учреждениями иностранным гражданам, в соответствии с которым гражданам СНГ, имеющим вид на жительство в Беларуси, скорая и неотложная медицинская помощь оказывается на бесплатной основе, а плановая медицинская помощь - за плату. Россияне бесплатно могут продиагностировать и пролечить возникшие в период нахождения в Беларуси социально опасные заболевания по утвержденному перечню. Как и в России, Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней на территории Беларуси бесплатно предоставляются все виды медицинских услуг.
Анализ российского и белорусского законодательства наглядно дает понять, насколько важно продолжать работу по дальнейшему сближению норм, регулирующих прежде всего вопросы обеспечения равенства гражданских, социальных, экономических и иных прав, свобод и законных интересов граждан. Основой такого сближения законодательства двух наших стран должно стать принятие Конституционного акта Союзного государства. Вместе с тем еще до принятия союзной конституции необходимо работать над тем, чтобы количество ограничений на реализацию гражданских, социальных, экономических и иных прав и свобод россиян в Беларуси и белорусов в России было минимальным. В этом смысле очень серьезной мерой могло бы стать подписание двустороннего соглашения, предметом регулирования которого явилось бы фактическое уравнивание правового статуса граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на территории двух стран без применения к ним каких-либо законодательных ограничений, установленных национальными законодательствами. Реализация такого соглашения позволила бы привести к единому знаменателю права и свободы россиян и белорусов на территории Союзного государства.