Испытание холодом стало, к сожалению, привычным для жителей многих российских регионов. Но далеко не каждый знает, что российское законодательство содержит немало статей, которыми каждый из нас может воспользоваться, чтобы защитить себя и свои семьи.
"Наказание" рублем
Для этого вам могут пригодиться эти документы:
1. Статья 542 Гражданского кодекса "Качество энергии", в которой говорится: "Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии". Правда, нужно обратить внимание и на продолжение этого пункта (это тоже очень важно): "При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии". (То есть прекращать оплату полностью, если тепло в дом подается частично, потребители права не имеют).
2. Пункты 2.1 и 2.7 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства N 1099 от 26.09.1994 (с поправками 1997 года) года, зафиксировали, что: "Услуги предоставляются гражданам... в соответствии с договором обслуживания", а также, что "При отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается".
Конечно, далеко не все так просто: замерзаешь - не плати. Хотя бы потому, что продолжение того же пункта 2.7 "Правил предоставления коммунальных услуг" объясняет: "Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления..." Отсюда следует, что прежде, чем начинать наказывать ваши коммунальные службы рублем, необходимо убедиться, что в вашем городе или поселке местные власти разработали соответствующий нормативный документ, и внимательно его изучить.
Есть в "Правилах" и еще один "подводный камень": "Снижение оплаты не допускается, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы". Выходит, если ваш дом замерз из-за халатности поставщика тепла или, допустим, потому, что власти и энергопредприятия не позаботились о достаточном запасе топлива на зиму, - это одно. Тут правда на вашей стороне бесспорно. Но если, к примеру, батареи разморозились из-за аварии на трассе, случившейся из-за небывалых холодов, то - увы - ваши претензии могут быть оспорены. Впрочем, оппоненту придется (согласно тем же "Правилам") доказывать, что причина была действительно "непреодолимой силы".
От претензии до иска
Безопаснее "включать счетчик" не самостоятельно, а по решению суда. Но для этого нужно пройти довольно длинную цепочку "бодания" с коммунальной службой.
Первый шаг - это обычное обращение в жилконтору. А вдруг батареи в квартире холодные просто потому, что где-то в стояке образовалась воздушная пробка? Диспетчер обязан принять жалобу по телефону и среагировать в максимально короткий срок. Чтобы он не "забыл" о вашем обращении, лучше сразу же уточнить его фамилию, а также убедиться, что ваше обращение зафиксировано в журнале.
Если в течение двух дней никто не пришел на помощь или если ясно, что причина не локального характера, пора действовать дальше.
Шаг второй - письменная претензия на имя начальника жилищно-коммунальной службы. Такие заявления обязательно регистрируются, а регистрационный номер полезно запомнить - для дальнейших ссылок. Ответ на письменное обращение должностные лица государственных учреждений должны давать в срок до 30 дней.
Если и это не помогло - придется обращаться в суд. Как правильно составить текст претензии и искового заявления, "РГ" уже рассказывала (см. публикации "Бабки крутятся в суде" от 17 января 2003 года и "Потоп и вечная мерзлота в протоколе" от 24 января 2003 года).
Жильцы всех квартир, утепляйтесь!
Пока суд да дело, неплохо приложить собственные руки и усердие к тому, чтобы сохранить тепло в своем жилище. Не говоря уже о том, что, утепляя наши квартиры, мы автоматически экономим энергию. Конечно, сегодня, когда оплата за отопление зависит вовсе не от количества потраченных нами гигакалорий, а только от площади квартиры, эта экономия не слишком актуальна. Но завтра, когда в наши дома придут наконец счетчики тепла и батареи с регуляторами теплоотдачи (а все это не за горами), мы сможем почувствовать реальную финансовую выгоду от затраченных усилий.
Вот какие простые советы дают читателям "РГ" кемеровчане В.Безносов и В.Браиловский, авторы рубрики "На что имеем право" в городской газете.
Как можно сэкономить тепло в квартире?
1. Самая первая и важная мера - исполнение требований СНиП (Строительных норм и правил). По этому документу батарея отопления должна отстоять от стены не менее чем на 10 сантиметров. Хотя это не вполне удобно, но во время отопительного сезона сберегает до 20 процентов поступающего в квартиру тепла. (Плотно прижатая к стене батарея греет не только воздух в комнате, но и наружную стену, а это прямые потери тепла).
2. Тройное остекление. В Москве, например, в новостройках его используют уже несколько лет, правда, не столько из соображений теплосбережения, сколько для защиты от шума на загруженных магистралях. В старых домах позволить себе поменять стеклопакеты могут только состоятельные люди. Но и при скромном достатке можно найти выход: оказывается, если между двумя рамами внизу установить стеклянную перегородку высотой 30-40 сантиметров, это даст почти такой же эффект, как и сплошное "тройное" остекление. Известный всем "дедовский" способ размещения между рамами толстого слоя ваты основывался на том же принципе - самый холодный воздух скапливается именно в нижней части окна, поэтому достаточно "утеплить" его именно там. Уменьшению теплопроводности оконного проема помогает и соль (или другой влагопоглощающий материал), помещенный между рамами, - сухой воздух защищает от холода лучше, чем влажный.
3. Утепление внешних стен квартиры и угловых стыков - тоже полезное дело, которое неплохо провернуть во время очередного ремонта. Для этого можно использовать пенополиуретан (застывающую пену), пенопласт, минеральные плиты и другие утеплители, а уж поверх них клеить обои.
4. Установка за батареей отражающего экрана (самый простой и дешевый - алюминиевая фольга) тоже "вернет" тепловые лучи в комнату. По той же причине специалисты рекомендуют не закрывать в морозы батареи плотными шторами, а приподнять их до уровня подоконника.
5. Установка дополнительной (обычно металлической) двери защищает не только от непрошеных гостей, но и от холода. То же - и застекленная лоджия, воздух на которой в холодное время года на 10 градусов теплее наружного. Правда, нужно учесть, что недавно принятые Госстроем Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда (опубликованы в "РГ" 23 октября) такое "переоборудование" жилья без "получения соответствующих разрешений в установленном порядке" запретили и, более того, обязали "нанимателя, допустившего самовольное переустройство... привести помещение в прежнее состояние". К сожалению, как получить такое разрешение, правила четко не оговаривают.
Рекомендуемые условия уменьшения оплаты при снижении качества коммунальных услуг
Вид услуг | Показатели качества услуг | Вид снижения качества услуг | Допустимая продолжительность отклонений | Условия снижения оплаты услуг | Расчетная единица (при отсутствии приборов учета у потребителей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Отопление | Бесперебойное теплоснабжение весь отопительный сезон | Перерывы в теплоснабжении | Устанавливается с учетом климатических условий местности | За каждый час превышения допустимого суммарного перерыва | За один кв. м общей площади квартиры |
| Температура воздуха в квартире (при нормальном утеплении) +18С (в угловых комнатах _20С) | Фактическая температура в помещении ниже нормативной | Устанавливается с учетом климатических условий местности | За каждый градус снижения температуры от нормативной, умноженный на число часов сверх установленного суммарного перерыва | За один кв. м общей площади квартиры |
Примечания:
1. Показатели графы 4 не должны носить регулярный (систематический) характер.
2. Показатели граф 3, 4 устанавливаются органами местного самоуправления.
(Из Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг)