17.11.2003 02:00
Поделиться

Площади для предприятий

Как известно, сейчас в столице насчитывается около 200 тысяч предприятий, дающих в бюджет города примерно треть всех доходов. Снять в аренду помещение для большинства из них - самая острая проблема. "Антисанитария, низкое качество продукции, за которые мы жестко наказываем многие фирмы, чаще всего следствие именно скученности и дефицита производственных помещений", - заметил в ходе обсуждения министр правительства Москвы, руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров.

Впрочем, кое-кого из членов правительства предложенные планы увеличения количества площадей встревожили: "А не потеряет ли город доходы, если помещений станет слишком много и цены на аренду снизятся?" Но оказывается, что-что, а это не произойдет. Дело в том, что 15 миллионов квадратных метров, занятых сегодня в столице малым бизнесом, всего лишь половина от его потребности.

К тому же примерно половина из имеющихся площадей расположены в приспособленных зданиях, а еще 20 процентов - в ветхих, которые по-хорошему давно пора сносить. "Для того чтобы хоть немного снизить нынешние цены на аренду помещений, к 6 млн. квадратных метров, которые построят к 2010 году, нужно добавить еще 9 млн. кв. метров. А на это уйдет еще не меньше десятка лет", - сказал Евгений Егоров.

Что же будут собой представлять новые здания? Прежде всего это многофункциональные центры, в которых можно разместить малые предприятия самого различного профиля. Их появление в спальных районах будет способствовать созданию рабочих мест, которых там сейчас практически нет. В Марьинском парке, Южном Бутове строительство уже началось, вскоре начнется и в Солнцеве, Митине - всего по городу будет возведено 36 таких центров. Второй тип - это технопарки. В них рабочие места будут создаваться под определенные отрасли. Например швейные цехи, мультисервисные и так далее. Третий тип помещений - для собственно малых предприятий, которые должны восполнить потерянные в ходе приватизации магазины повседневного спроса, которые будут расположены в шаговой доступности от дома, кафе, мастерские службы быта и так далее. Для этого предусматривается максимально использовать первые этажи жилых домов.

Цена всей программы - 79 миллиардов рублей, из них лишь 6 миллиардов планируется потратить из городского бюджета. Остальные средства должны вложить инвесторы, но кто именно - пока тоже непонятно. Поэтому, в целом одобрив программу, решено было дать месяц для ее доработки.

А что думают об условиях работы в Москве сами представители малого бизнеса?

Игорь Панков,
директор риелторской фирмы:

- Три года назад мы получили в аренду по конкурсу у департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы нежилое помещение площадью 100 квадратов. Радовались: по сравнению с рыночной арендная плата казалась маленькой. А теперь посчитаем. Участие в конкурсе и ремонт обошлись в общей сложности в 40 тысяч долларов. Плюс прокладка телефона, установка пожарной сигнализации. Департамент тем временем многократно увеличил арендную плату. Только в текущем году она выросла в два раза. В этом же году пришли независимые оценщики: "Елки-палки, да у вас помещение хоть куда!" С учетом их новых расчетов результате в следующем году арендная плата опять поднимется. Но главное, нет гарантий, что по окончании срока аренды ДГМИ не расторгнет с нами договор и снова не выставит это новенькое, с иголочки помещение на конкурс. Вложив в него столько денег, мы лишены даже права его преимущественного выкупа в собственность. Так не дешевле ли найти по рыночной цене в аренду готовый офис у собственника?

Александр Филимонов,
директор магазина бытовой химии:

- Несмотря на то, что с 1990 года мы арендуем у Москомимущества 220 квадратных метров и имеем льготный коэффициент - 30 процентов, постоянное повышение арендной платы буквально вытесняет нас с рынка. Составляя 63 тысячи рублей, эта плата в 10 раз превышает налоги, которые мы платим. Хотя еще в 2000 году за аренду этого же помещения мы платили 13 тысяч рублей. Разумеется, что повышение арендной платы сказывается на цене товаров. Для того чтобы она была нам по карману, приходится переходить в полукриминальное поле.