17.11.2003 01:20
Поделиться

Невостребованный Сокуров

Cегодня в Италии, сначала в Турине, потом в Милане, Флоренции и Венеции начинается ретроспектива картин российского кинорежиссера Александра Сокурова. В ходе ретроспективы будет показано 50 картин петербургского мастера - практически все фильмы, начиная с самых первых работ, которые были созданы Сокуровым еще в бытность его работы на телевидении в городе Горьком и заканчивая последней работой "Отец и сын". Накануне отъезда на Апеннинский полуостров Александр Сокуров рассказал корреспонденту "РГ" о предстоящем событии и о запуске в производство своего нового проекта - "Солнце".

 

- Для предстоящей ретроспективы итальянцы собирали материал по крупицам в течение нескольких лет. Они побывали в Нижнем Новгороде, встретились с моим учителем Юрием Беспаловым, режиссером, у которого я учился. В итоге 17 ноября состоится презентация книги о моем творчестве. А 29 ноября в Венеции вместе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским мы представим специальный показ "Русского ковчега". Он пройдет в рамках культурных программ Эрмитажа в европейских фестивалях, связанных с кино. Отрадно, что все мероприятия в Италии организованы правительством этой страны, что свидетельствует об огромном интересе итальянцев к культуре России и, в частности к кинематографу. Участие в предстоящем показе "Русского ковчега" итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони наглядно демонстрирует тот масштаб, с которым итальянцы готовились к предстоящему событию. Оно очень важное для меня еще и потому, что итальянцы с их базовым кинематографом редко пропускают чужое кино внутрь своей профессиональной культуры. И это значит, что наш кинематограф становится им все интересней и интересней.

- Александр Николаевич, какова прокатная судьба ваших картин в России?

- Парадокс, но прокатчикам в России мои картины не нужны. Всему миру нужны, а нашей стране нет. К сожалению, в России положение дел с прокатом отечественных фильмов очень сложное - пробиться в кинотеатры практически невозможно. И все разговоры о сдвигах в этом направлении - блеф. Даже "Русский ковчег" мы не можем показать по стране. Сейчас, эти усилия я лично уже прекратил. Поеду в январе в Иркутск, где будет ретроспектива моих фильмов, в том числе показ "Ковчега", но это одноразовый показ в одном единственном кинотеатре и тоже в рамках недели Эрмитажа в Сибири. А так пробиться к русскому зрителю с картиной на русском языке уже невозможно.

- Что необходимо предпринять, что бы изменить сложившуюся ситуацию в отечественном кинопрокате?

- В первую очередь принять ряд законов о поддержке отечественной культуры в целом и кинематографа в частности. Хотя в сложившейся ситуации менее всего я склонен винить Министерство культуры и людей, которые занимаются со стороны государства кинематографом, потому что как раз со стороны нашего государства с точки зрения экономики делается все возможное, чтобы кино поддержать - я это вижу и ни перед кем в данном случае не раскланиваюсь. Действительно, все возможные средства, если учитывать положение страны, а оно очень тяжелое, государство находит возможным выделять на кинематограф. Но то, что разрушена система кинопроката и то, что весь российский кинопрокат скуплен европейскими и американскими богатыми людьми, - это уже факт определенный, и факт более чем политический. Думаю, что в конечном счете, если в ближайшее время ничего не изменится, смысла снимать на русском языке картины уже не будет. Налицо процесс, когда, с одной стороны, мы наблюдаем отвращение от кинематографа серьезного зрителя, зрителю в последние годы стало тяжело смотреть серьезные картины, а с другой стороны - трудное материальное экономическое положение населения страны, когда человек и рад бы купить билет в кино, да возможности такой нет. В этом смысле очевидно, что билеты в кинотеатры должны быть очень дешевыми. В России нужно разработать и внедрить в жизнь специальную протекционистскую экономическую и политическую программу с тем, чтобы российский кинематограф беспрепятственно был предложен аудитории собственной страны. Большая политика начинается тогда, когда огромная часть эфирного времени в кино и на телевидении занято нерусской речью - это катастрофическая проблема, которая четко свидетельствует о том, что это не наша эстетика, не наша этика и это все не имеет отношения к развитию ни культуры, ни человеческих отношений, ни исторических традиций в России.

Помните, в Петербург на один из кинофестивалей приезжала немецкий режиссер Лени Риффеншталь? Когда я узнал, что в нашем многострадальном городе будет ретроспектива ее фильмов, то отказался вообще участвовать в этом фестивале, потому что я все-таки сын ветерана войны и ясно понимаю, что есть на самом деле пропаганда нацизма. Фильмы Риффеншталь - очень серьезные, опасные пропагандистские вещи, сделанные очень профессионально. Они пропагандируют и внедряют в сознание людей независимо от национальности позиции нацизма. C нацизмом компромиссов быть не должно. И, конечно, больно смотреть на то, как молодые российские журналисты и кинематографисты публично вставали перед Риффеншталь на колени, как перед богом. Матрицы уже захватывают наше сознание.

- Расскажите о новом проекте - фильме о японском императоре Хирохито.

- Новый проект, который мы запустили буквально на днях, носит название "Солнце". Это третий фильм из задуманной мной тетралогии. Фильмов об исторических личностях прошлого века, повлиявших на судьбы сотней миллионов людей на всей планете, должно быть четыре: "Молох" о Гитлере, "Телец" о Ленине и "Солнце" о Хирохито. Четвертый, замыкающий тетралогию фильм - картина-обобщение всего исторического опыта, связанного с диктаторами XX века. Она будет снята по мотивам "Фауста" Гете. Название картины -"Солнце" - пока рабочее. Естественно, что главным персонажем фильма является японский император Хирохито. Он единственный из крупных исторических фигур прошлого столетия и единственный из диктаторов оси Германия - Италия - Япония, который остался жив после победы союзников над фашизмом и даже не был предан суду, не смотря на то, что он имел самое непосредственное отношение к развязыванию Второй мировой войны и к действиям Японии на всей территории Юго-Восточной Азии.

В нашем фильме будет рассказана история, которая разворачивается в 1945 году, тогда, когда американские войска уже заняли японские острова, в том числе главный остров, во главе с командующим экспедиционным корпусом генералом Маккартером. В это время в Токио император ждет решения своей судьбы и гадает: то ли его предадут суду, то ли повесят, как того требовал от американцев Сталин, то ли оставят жить. Этот фильм - история решения непростого вопроса судьбы человека в тяжелейших условиях континентальной политики страны-победителя в страшной войне. Это, конечно, историческая картина. Она - часть цепи художественного размышления, о том, как складывалось прошедшее столетие с точки зрения формирования личности диктатора, о том, как власть влияла на жизнь каждого из нас и как мы отражаемся в этой власти. Какие персонажи возглавляли исторические процессы, о том, что это были за люди и действия каких людей повлекли за собой столь масштабные трагические события, которые произошли в двадцатом столетии. За год я надеюсь отснять и смонтировать картину.

- Учитывая вышесказанное о прокате отечественных фильмов в стране, значит ли это, что российский зритель не увидит ваш новый фильм?

- Наш зритель, конечно, увидит картину, но сколько его будет? Несколько тысяч людей, пристально следящих за моим творчеством? Во всяком случае я сделаю все от меня возможное, что бы массовый зритель в нашей стране посмотрел этот, безусловно, интересный и познавательный фильм.