Художников запустили в залы Центрального дома художника на неделю, где они и создавали свои работы. По экспозиции сразу заметно, кто схалтурил: Олег Кулик, Мамышев-Монро, Горелова, Дубосарский и Виноградов явно работали вне стен ЦДХ. И их работы можно хоть как-то оценивать. Остальные фрагменты "Смотровой площадки" искушают вопросами далеко не творческими: как тащили чугунную ванну, на которой грустит старая кукла (проект посвящен теме глобализации), трудно ли было участникам натягивать белые халаты на плюшевые игрушки.
Еще возникало чувство жалости к знаменитому революционеру арт-рынка Авдею Тер-Оганьяну. На этот раз он повел себя тихо - заметна воспитательная работа правоохранительных органов. Художник поместил три своих фотографии возле динамиков, из которых разносилось бормотание в стиле еще неочеловечившегося Шарикова.
Кстати, о существах. Всем известна любовь Олега Кулика к собакам. Но решил на этот раз художник-кинолог помедитировать вместе со своим благодарным зрителем на тему всего живого. Из всех выставленных его творений действительно сильным можно считать огромный коллаж на тему утраченного рая: среди ярко расцвеченных животных саванн бледнеют восторженные силуэты мужчины (это, конечно, сам автор) и женщины (как всегда, чертовски хорошенькой). А Владислав Мамышев-Монро интересуется звериной сущностью известных личностей. Половина его творений посвящается Гитлеру, который озабочен своим пиаром и подведением итогов содеянного. Вторая часть у Мамышева - кривлянье в гриме Мэрилин Монро. По центру - огромное фото, на котором сам Владислав в зеркале без грима внимательно вглядывается в лики своих героев. Внизу - резюме от Мамышева: с Россией-матушкой все будет нормально.
Вообще фотокомиксы, коллажи, растяжки с грубыми или редко остроумными надписями - основа "Смотровой площадки". Даже те, кто не отказался окончательно от традиционной живописи - Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, - на этот раз показали лишь фоторепродукции своего цикла "Валенсия". Оклеив стены репродукциями, художники заставляют зрителя посмеяться вместе с ними над стереотипами, отвергая кредо художника-надзирателя за моральными принципами общества. Весело, красочно, задорно.
Зато грустно, как не пытаются вас рассмешить своими видеороликами, от творений очень популярных нынче в Москве Вячеслава Мизина и Александра Шабурова. Они уже не раз показывали свои работы на выставках. Их видеоэтюды наводят смертную скуку. Ведь не смешно, когда глобализация - это всего лишь два небритых мужика, присевших со спущенными штанами на телевизоры. Мизин и Шабуров то и дело заявляют о своей традиционной ориентации - пьют водку, таскают потрепанную голую бабу из скетча в скетч. Таким, похоже, должен быть модный современный художник. Ей-богу, поглядев на это, с удовольствием возвращаешься к Кулику или Дубосарскому, у работ которых не чувствуешь, что автор держит фигу в кармане.