18.11.2003 01:00
    Поделиться

    Развитие финансовых рынков

    Реальный сектор рассчитывает на развитие финансового рынка

    Аналогичная позиция изложена и в докладе главы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова, подготовленном к правительственному заседанию. По мнению И.Костикова, основная проблема современного российского финансового рынка заключается в его неспособности обеспечить потребности экономики в инвестиционных ресурсах. Финансовый рынок недостаточно эффективно опосредует потоки, направляемые на экономическое развитие, не выполняет функции трансформации сбережений в инвестиции.

    Объем российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, в настоящее время составляет около 370 миллиардов долларов, из которых 227,6 миллиарда приходится на инструменты фондового рынка (213 миллиардов - на акции, 9,4 миллиарда - на корпоративные еврооблигации, 5,2 миллиарда - на внутренние корпоративные облигации); 86 миллиардов долларов составляет объем банковских кредитов и 56 миллиардов долларов - объем инструментов госдолга (ГКО-ОФЗ вращаются на сумму в 9,8 миллиарда, государственные еврооблигации - на 37,2 миллиарда, ОВГВЗ и ОГВЗ - на 9 миллиардов долларов). С ростом объемов финансового рынка увеличилось и количество инвестиций, поступивших в экономику. Однако объем этих ресурсов существенно меньше - порядка 100 миллиардов долларов. Из них 97 миллиардов - это средства, привлеченные банками; 8,5 миллиарда - страховые резервы; 2,1 - средства инвестиционных фондов и 2,2 миллиарда долларов - пенсионные резервы. Такой существенный разрыв между объемом финансового рынка и количеством инвестиций, по мнению экспертов ФКЦБ, позволяет сделать вывод о том, что между финансовым рынком и реальным сектором экономики сформировался барьер, препятствующий доступу предприятий реального сектора к финансовым ресурсам.

    Чтобы российский финансовый рынок стал более эффективным, он должен быть достаточно емким, необходимо обеспечить справедливое ценообразование и свободный доступ инвесторов на рынок, предоставить им инструменты с различными уровнями риска, а также обеспечить защиту интересов инвесторов. По мнению И. Костикова, отечественный рынок ценных бумаг пока не является достаточно емким, поскольку не обеспечивает разнообразия механизмов финансирования и инвестирования. Первичный фондовый рынок недостаточно развит из-за высоких трансакционных издержек эмиссии ценных бумаг. В значительной степени эти издержки обусловлены высоким налогом на операции с ценными бумагами (0,8 процента от объема эмиссии, которые нужно уплатить до самой эмиссии), а также высоким уровнем цен на услуги бирж.

    Как отметил глава Минэкономразвития Герман Греф, реализация намеченных Правительством мер может привести к улучшению ситуации на рынке уже к концу следующего года. Ключевым вопросом здесь станет снижение издержек участников рынка, которые должны, как ожидается, уменьшиться в 2 - 2,5 раза и достигнуть уровня затрат, которые несут западные эмитенты. Эта мера будет достигаться путем оптимизации налогообложения и сокращения административных барьеров. В частности, Правительство намерено до конца осенней сессии внести в Госдуму законопроект, предусматривающий снижение налога на эмиссию ценных бумаг с 0,8 до 0,2 процента. Кроме того, Правительство планирует пересмотреть действующую нормативную базу, относящуюся к финансовым рынкам, в том числе большое количество ведомственных документов, чтобы эта сфера регулировалась федеральными законами прямого действия.

    На фондовом рынке появляется довольно мало новых эмитентов, так как многие предприятия попросту не имеют достаточных финансовых ресурсов для выхода на рынок. Получение внешнего финансирования на фондовом рынке доступно лишь относительно крупным компаниям. Как правило, финансирование осуществляется за счет ресурсов нефинансового сектора: собственных средств самих предприятий или займов, полученных от других компаний. Таким образом, как подчеркнул И.Костиков, одним из необходимых условий совершенствования работы финансовых рынков является развитие механизмов внешнего финансирования мелких и средних предприятий финансовыми институтами. Кредитование таких предприятий пока развито слабо, а это приводит к практическому отсутствию предложения новых ценных бумаг, при том что фондовый рынок испытывает большую потребность в новых видах финансовых инструментов.

    Обновки для фондового рынка

    По словам главы ФКЦБ, на сегодня на фондовом рынке практически не представлены инструменты, посредством которых могут инвестироваться инфраструктурные проекты, такие, как строительство железных и автодорог. В нашей стране сложилась практика, когда подобные программы финансируются либо из госбюджета, либо путем привлечения банковских кредитов. Однако существенный вклад в реализацию инфраструктурных проектов могли бы внести и частные инвесторы, если бы под такие программы выпускались ценные бумаги, гарантированные государством.

    Подобная практика широко применяется на Западе. Например, в ноябре 2004 года в Калифорнии (США) запланировано начать строительство сверхскоростной железной дороги. Стоимость проекта оценивается в 25 миллиардов долларов, 10 миллиардов из которых предполагается привлечь путем выпуска облигаций. Такие заемные инструменты позволяют местным властям финансировать дорогостоящие проекты, стимулирующие экономическое развитие региона. Для государственных институтов - это удобный способ привлечения необходимых средств, причем погашение долга может растягиваться на весь срок функционирования создаваемых сооружений. А для инвесторов - это надежные, долгосрочные вложения.

    Между тем российское транспортное ведомство сейчас рассматривает возможность размещения в 2004 году под гарантии Минфина облигационного займа объемом три миллиарда рублей. Эти средства Минтранс планирует направлять на строительство дорог.

    "Монстры" финансового регулирования

    Как подчеркнул премьер М. Касьянов, проблемой развития финансовых рынков является также "неполная предсказуемость правил игры", поэтому необходимо принять меры по осуществлению госрегулирования финансовых рынков "по общим принципам".

    Похоже, вырабатывать единые правила игры на рынке в будущем будет все-таки мегарегулятор финансового рынка, возможность создания которого обсуждалась на правительственном заседании. Напомним, что идея об организации такого "монстра", регулирующего все финансовые рынки, принадлежит Минэкономразвития. Соображения главы Минэкономразвития Германа Грефа на этот счет пока не нашли поддержки у руководителей некоторых других ведомств, имеющих непосредственное отношение к финансовым рынкам. Например, председатель ФКЦБ Игорь Костиков считает, что должно быть четкое разграничение полномочий между регуляторами. Однако на заседании Правительства прислушались к доводам министра экономического развития и торговли. Пока планируется создать межведомственный орган, который с участием саморегулируемых организаций займется координацией действий всех финансовых регуляторов, а также разработкой нормативной базы для всех секторов финансового рынка. А впоследствии такая структура может перерасти в мегарегулятор финансовых рынков.

    Кстати, инициатива Минэкономразвития по организации на переходный период межведомственного регулирующего органа финансовых рынков отчасти перекликается и с предложениями ФКЦБ. В целях совершенствования системы регулирования финансового сектора комиссия предлагает создать межведомственную группу по финансовой стабильности, в состав которой могут войти руководители Минфина, ФКЦБ и Центробанка. Задачей группы, по мнению специалистов комиссии, должен стать постоянный мониторинг работы российской финансовой системы и выработка мер по поддержанию ее стабильности. Функционировать группа может наподобие координационного совета, собираясь для обсуждения насущных проблем рынка один раз в месяц. Организационное обеспечение деятельности группы может быть возложено на соответствующий департамент аппарата Правительства РФ.

    Не успев продвинуть свою инициативу по созданию мегарегулятора финансовых рынков, Минэкономразвития выдвинуло предложение по организации еще одного суперведомства - Федеральной экономической службы (ФЭС), которая, как предлагается, будет проводить экспертизу практически всех проектов нормативно-правовых актов, касающихся регулирования предпринимательской деятельности. Причем в большинстве в службе окажутся не чиновники, а предприниматели и ученые. При этом ФЭС может быть наделена не только функциями по проверке проектов нормативных документов, но и возможностью пересматривать уже действующие акты. Спустя три года после вступления в силу любого из них служба должна будет проанализировать его эффективность. Аналитики по-разному оценивают новую идею Минэкономразвития. Одни считают, что лишняя экспертная проверка правовых актов не повредит, другие видят в предложении Минэкономразвития лишь повод для раздувания бюрократического аппарата и дублирования функций уже существующих госорганов.

    Взгляд из-за границы

    На сегодня единый орган, регулирующий весь финансовый рынок, существует в Великобритании, Японии, Корее, Исландии, Германии, Франции. Тем не менее международные эксперты отмечают, что этот вариант реформы системы регулирования и надзора на финансовом рынке далеко не бесспорен. Так, США, проводившие реформу регулирования рынков позднее Великобритании (в 1999 году в США был принят закон о модернизации финансового законодательства), не последовали примеру англичан и сохранили несколько органов управления финансовыми рынками, и пошли по пути развития принципа функционального регулирования. Упомянутый закон подчинил кредитные организации США, осуществляющие деятельность на фондовом рынке, лицензированию и контролю со стороны SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам США).

    Поделиться