18.11.2003 04:35
    Поделиться

    Буш посетит Англию

    В Британию с государственным визитом прибывает Джордж Буш

    Однако визит Буша на Альбион, едва о нем стало известно, поднял столько шума и пыли, что впору задаться вопросом, скатертью ли ляжет ему дорога и не слишком ли опрометчива идея отправиться в столь неурочный час в гости к английской монархине. Этим вопросом как раз-таки и задаются сегодня на Альбионе, подразумевая под неурочным часом слишком очевидную свежесть ран иракского вторжения и как следствие оного - столь же очевидную непопулярность Буша в Британии. Это еще мягко выражаясь... Лондон для четы Бушей станет эдаким "городом контрастов": с одной стороны, пышные банкеты с государыней, ее правительством и прочим истеблишментом, с другой - твердо обещанные Бушу стотысячные демонстрации протеста в самом сердце столицы в знак протеста против его ястребиной политики в отношении Ирака, на которых собираются сжигать соломенные чучела Джорджа Буша.

    Банкетировать в честь заокеанского гостя будет, впрочем, не весь истеблишмент. Так, городской голова, мэр Лондона Кен Ливингстон, один из непримиримейших оппонентов Буша, намерен в дни визита дать в своей мэрской резиденции совсем иной банкет - для активистов антивоенного движения (забавные трюки выделывает подчас демократия, не правда ли?) Мало того, Ливингстон, если верить достоверным слухам, намерен заставить президентский кортеж заплатить "дань" в размере пяти фунтов стерлингов с "носа" каждого лимузина за въезд в центральную часть города - то, что с некоторых пор платят все трудящиеся столицы. Это чтобы Бушу визит медом не казался.

    Но он, судя по всему, медом ему и не покажется. А по чему судя? Да хотя бы по тому, какие беспрецедентные меры безопасности приходится обеспечивать главе американской администрации, чтобы посетить бесконечно дружественную ему страну. Своим предстоящим визитом Буш поставил на ноги все имеющиеся в наличии резервы британских служб безопасности, не говоря уже о своих собственных. Список мер по охране высокого визитера, предъявленный американскими официальными лицами британской стороне, был сам по себе устрашающим. Так, Джордж и Лора Буш, отказавшиеся от первоначального предложения остановиться в загородном королевском дворце в Виндзоре (по причине недостаточной защищенности оного), выбрали местом своего трехдневного пребывания столичный Букингемский дворец. Однако при этом было высказано пожелание, приведшее Ее Величество в немалое замешательство: сделать окна дворцовых покоев и их занавеси пуле- и бомбонепробиваемыми, а также укрепить должным образом стены дворца. Иными словами, превратить старый добрый Букингем-палас в бронированную крепость, ибо американцы не исключают, что Усама бен Ладен вознамерится ударить по королевскому дворцу, в котором заночует Джордж Буш, прямой наводкой.

    Удара высокий гость готов ожидать в Британии отовсюду - даже из-под земли. Поэтому американской стороной было высказано пожелание остановить движение лондонского метро во всех тех районах, где будет находиться президент, с тем чтобы покушение на него не было предпринято путем взрыва поездов в подземке. Все три дня пребывания Буша в гостях у королевы американцы намеревались барражировать небо над британской столицей своими боевыми истребителями и вертолетами, а саму столицу расквадратить на так называемые "ноу гоу" зоны, то есть те, куда вход мирным гражданам был бы запрещен. При этом было подчеркнуто, что вахту охраны президента в ходе его визита будут нести исключительно американские спецназовцы и агенты служб безопасности.

    Что из этих намерений было принято британским правительством и Даунинг-стрит, 10, а что вежливо, но твердо отклонено, долго перечислять не буду. Достаточно сказать, что метро продолжит и при Буше свою работу, а королевский дворец не оденут в строительные леса, по Лондону можно будет, за исключением отдельных небольших участков, передвигаться свободно, как и прежде, а отвечать за безопасность Буша будет-таки Лондонская полиция.

    Однако хлопоты, свалившиеся на головы принимающей стороны в силу того, что их гость представляет собой ходячую мишень номер один для террористов, трудно было бы преувеличить.

    Так зачем же все-таки было затевать при столь затруднительных обстоятельствах все эти помпезные "гости"? Не уместнее ли было бы обойтись обычным рабочим визитом? На этот вопрос затрудняются ответить даже видавшие виды политиканы-корифеи, недоумевающие, почему впервые за все полвека своего правления монархиня удостоила чести столь размашистого государственного визита именно и исключительно младшего Джорджа Буша, тогда как ни его достославный отец, ни изрядно порадевший на поприще урегулирования конфликта в Северной Ирландии Билл Клинтон, ни друживший пламенной дружбой с Маргарет Тэтчер Рональд Рейган не удостоились гостевания подобного формата. Не исключено, впрочем, что вышеперечисленные президенты были званы, да, поскромничав, не поехали, ограничившись менее бравурными визитами просто официального и просто рабочего характера. Зато нынешнему главе Белого дома фанфары, ждущие его на Альбионе (тухлые помидоры не в счет), как нельзя кстати. Потому что они повышают его кредитный рейтинг, в чем президент очень и очень нуждается в преддверии следующего судного для него ноября.

    Американо-британские отношения давно уже определяются самим Альбионом как велосипед, у которого одно колесо большое, а другое - маленькое. Маленькое - это, понятно, колесо британское. Но ведь без него, как ни крути педаль, не поедешь. Никакого запасного колеса у Соединенных Штатов по большому счету никогда не было, и уж совершенно точно нет сегодня, после того как между США и Европой пробежала черная кошка ооновского конфликта на предмет Ирака. В этой скользкой для Буша ситуации ему как никогда требуется опора на крепкое плечо Тони Блэра, единственного, увы, его союзника. С этим вопросом все ясно. Интереснее другой вопрос: так же ли выгодна Блэру и Британии в целом безоглядная дружба с США и не приносит ли она в нынешней ситуации больше издержек, нежели благ? Отвечая на этот вопрос, бывший министр иностранных дел Британии Робин Кук, покинувший нынешней весной свой последний пост председателя палаты общин из-за несогласия с войной в Ираке, сказал, что на его взгляд, отношения Британии с США есть улица с односторонним движением: выгодны они только Соединенным Штатам, Британия же не получает от этой дружбы, по сути, ничего, если не считать извечного тезиса об американской военной мощи, являющейся гарантом безопасности Британии. Зато теряет Британия своих европейских союзников, что ставит ее в весьма затруднительное положение.

    Между тем даже наиболее маститые британские дипломаты признают сегодня, что зацикленность на США в ущерб укреплению отношений с Европой уже не выглядит убедительной по определению. На минувшей неделе мне довелось присутствовать в Лондонской школе экономики и политических наук на лекции бывшего министра иностранных дел (в правительствах Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора) лорда Дугласа Берда, который, в частности, сказал, что те, кто отрицает возможное стратегическое партнерство Британии с Европой, не берут в учет того, что здесь британцы могли бы выглядеть куда более равноправными партнерами, нежели они выглядят в их отношениях с США. По поводу "равноправного партнерства" впору помянуть случившийся намедни в Британии анекдот. Когда представители американской службы безопасности заявились в заштатный городишко Сэджфилд, который является избирательной вотчиной премьера и в котором у Тони Блэра имеется небольшой дом, где, как предполагается, могут состояться в пятницу, на исходе визита, приватные беседы Буша и Блэра, они поинтересовались, а сколько в поместье британского премьера акров земли. Смущенный подобным вопросом представитель Тони Блэра ответил, что у премьера есть "задний дворик "... Однако загвоздка заключалась в том, что на этот дворик не в состоянии был бы въехать даже один-единственный лимизун Буша, не говоря уже о всей президентской кавалькаде. А сколько акров на техасском ранчо Джорджа Буша? Одна тысяча шестьсот!

    В своем интервью британской "Дейли телеграф" накануне визита в Соединенное Королевство Джордж Буш дал понять, что видит свою миссию в консолидации международной системы, но отнюдь не в ее разобщении. Благодарственный кивок в адрес Германии за успешную миссию ее войск в Афганистане, сделанный при этом Бушем, вполне можно засчитать за маленький

    "консолидационный" знак. В остальном же американский президент остался верен себе: он с завидным упорством не ведающего покаяния грешника проигрывал заезженную пластинку об оправданности вторжения в Ирак и об успехе иракской миссии в целом. По мнению Робина Кука, это весьма и весьма тревожный знак, так как возможен рецидив подобных "успехов" применительно к другим странам. Британский министр иностранных дел Джек Стро продемонстрировал куда большую честность, открыто признав, что ситуация в Ираке ухудшается и настало время еще раз посмотреть на то, как осуществляется эта военная операция.

    Любопытно в связи с этим откровение, прозвучавшее из уст бывшего советника демократической партии США Джеймса Рубина. Он сказал, что Госдеп США предупредил в свое время в своем объемом в несколько сотен страниц докладе о всех тех неизбежных последствиях оккупации Ирака, которые и воплотились нынче точь-в-точь как предсказывалось. Но что Дональд Рамсфелд этот доклад попросту проигнорировал...

    В ближайший четверг Джордж Буш и Тони Блэр будут в деталях разрабатывать план ускорения совместного выхода из "последствий оккупации". Что иначе именуют "стратегией выхода из Ирака". Как ожидается, эта тема станет главной в их переговорах в ходе начинающегося в среду визита.

    Официально оккупация Ирака будет окончена к июню следующего года. Войска союзников останутся тем не менее на территории Ирака, вероятнее всего, до 2006 года. В чем же тогда состоит принципиальная разница? В том, что, надеются и в Лондоне, и в Вашингтоне, как только будет покончено с ненавистным для иракцев словом "оккупация", остающиеся войска будут рассматриваться иракским народом и избранным им правительством уже в принципиально ином свете - в качестве помощников и гарантов порядка, а стало быть, партизанское сопротивление, вызревшее в тылу врага, за ненадобностью самоликвидируется. Это, назовем его так, розовый сценарий. Но есть еще сценарий черный. Мрачно каркающие в спину разрабатывающим "план выхода" Тони Блэру и Джорджу Бушу пессимисты не исключают того, что после передачи власти в местное самоуправление в Ираке может разразиться гражданская война. Что будет принята ничего общего не имеющая с ожиданиями Вашингтона и Лондона конституция. И что в итоге всей этой заварухи на круги своя вернется в Ираке старый знакомый - Саддам Хусейн...

    Не стоит, однако, опережать события. Лондон и Вашингтон намерены сделать маневры. И на сей раз, к счастью, не военные.

    Ольга Дмитриева

    "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

    ЛОНДОН

    Поделиться