В Белом доме шутят: появилась новая премьерская традиция - открытие таможенно-пропускного пункта на границе с финнами. Происходит это не иначе, как в 6 утра. Но теперь на российско-финской границе практически все пункты пропуска уже действующие - лишь один остался недостроенным. И, возможно, в этот раз Касьянову удастся поспать чуть дольше, чем обычно.
Михаил Касьянов познакомится с новым премьером Матти Ванханеном. Глава финского правительства хорошо знает Россию, поскольку часто приезжал в нашу страну по линии "Спутника". Впрочем, финны по всем статьям выбрали себе образцово-показательного премьера. Он убежденный трезвенник и активный сторонник "зеленых".
Поэтому разговор об экологии будет довольно сложным. У финнов немало претензий к российскому Правительству. Правда, это все взаимно.
Что касается экологии судоходства, то, как считает источник "РГ" в Правительстве, "у нас есть все заключения экспертов". Но финны сильно озаботились этой проблемой и намерены взять под собственный контроль судоходство в Финском заливе. Однако, как отмечают эксперты, сделать это может только международная организация.
Еще год назад во время визита в Лапландию российский премьер-министр Михаил Касьянов на переговорах с финским коллегой заявил о намерении отечественного "Атомстройэкспорта" участвовать в тендере на строительство новой атомной электростанции. Предполагалось, что тендер среди подавших заявки - "Дженерал электрик" (США), франко-германский "Фраматом" и шведский "Аббатом" - пройдет той же осенью. Условия его были довольно жесткими. Срок строительства был определен в 60 месяцев, после чего станция должна быть сдана "под ключ" и отвечать самым высоким требованиям безопасности. Финны хотели, чтобы реактор АЭС мог выдержать падение тяжелого военного самолета. Но тендер так и не состоялся. До сих пор решение о том, кому достанется контракт, так и не принято. Но эксперты предполагают, что предпочтение будет отдано "Фраматому". Источник "РГ" в Правительстве заметил, что дело можно считать проигранным. Тем не менее известный предприниматель Каха Бендукидзе, который в последнее время довольно часто появляется в бизнес-делегации премьера, готов включиться в диалог с финскими коллегами.
Российская бизнес-делегация на этот раз представительная: Внешэкономбанк, Российский банк развития, глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. Электроэнергетика считается одним из самых прибыльных направлений российско-финского сотрудничества. В ближайшее время, по оценкам экспертов, объемы поставок могут увеличиться до 10 млрд. кВт.час. Казалось бы, ничто не может помешать совместной работе, но и здесь внезапно возникли проблемы. Финский контрагент РАО "ЕЭС России" объявил о пересмотре цен на транзит. По самым скромным оценкам, это приведет к повышению тарифа в два раза. Очевидно, российскую сторону подобные условия никак не устраивают. Поэтому эта тема будет обсуждаться и на встрече премьеров.
Естественно, Касьянов не сможет обойти вниманием традиционную для всех его визитов тему - погашение долга бывшего СССР. Правда, задолженность России перед Финляндией не слишком большая - 520 млн. долл. Но, учитывая, что из них 470 млн. долл. приходится на Парижский клуб, премьеру, видимо, придется постараться, чтобы убедить не склонных к быстрым решениям северных соседей в эффективности действующей схемы "долги в инвестиции". Ранее России и Финляндии удалось договориться о том, что наша страна выплачивает свой долг поставками научного оборудования на сумму 32 млн. долл., что составляет 20% общей суммы задолженности. Этот проект был наиболее эффективен. Что же касается сумм, превышающих 50 млн. долларов, то процесс сразу же становится трудоемким.
Несмотря на некоторые положительные сдвиги в российско-финских отношениях, Хельсинки по-прежнему довольно скептически относится к своему большому соседу. Это же доказали и совместные экологические проекты. Их не удалось реализовать из-за финансовых проблем. Финны настаивали на гарантиях от российского Правительства и из-за того, что проект не реализовывался, "повисали" деньги, выделенные на разработку технического обоснования.
Не менее значимым будет вопрос и о финских инвестициях в российскую экономику. В настоящее время Финляндия, Россия и Норвегия осуществляют более 120 программ. Среди них проекты в области энергетики, захоронения и переработки ядерных отходов, очистки сточных вод, строительства дорог, обустройства пограничных переходов. Финские инвестиции в российскую экономику составляют порядка 1,5 млрд. долларов. И как заверяет Ванханен, объемы будут возрастать, поскольку расширение ЕС ставит перед финскими предприятиями задачу по активизации их деятельности на российском рынке "для сохранения тех прочных позиций, которые они имеют". А в новых условиях "почти половина внешней торговли России будет приходиться на страны Евросоюза".