Шалунишки-«партизаны»

Нехватку физической силы щуплый 10-летний варвар с лихвой компенсировал большим опытом прицельного обстрела пробегающих мимо составов. Пока Чирик присматривал очередной камень посимпатичней, остальные бойцы его бригады успели поразить еще четыре окна в трех вагонах. Поезд трусливо удирал, виляя зеленым хвостом. Увы, окончательно добить его не удалось…
– Атас, пацаны! – истошно взвыл вождь. – Менты окружают!
Малолетняя банда вандалов веером бросилась врассыпную. Но было поздно. Поднаторевшие в ловле железнодорожных хулиганов транспортные милиционеры ловко похватали их за шкирки и сбили всю четверку в одну умывающуюся слезами и соплями кучку.
– Дяденьки, отпустите. Мы не нарочно, – давился всхлипами Гера. – Мы только в табличку попасть хотели.
– Понятное дело, не нарочно, – согласились милиционеры. – Вот ваши родители две тысячи рублей за окна заплатят, и гуляйте.
Впрочем, стражи порядка лукавили в благородных воспитательных целях, прекрасно осознавая, что взыскать ущерб с предков злоумышленников вряд ли удастся. Одно оставалось неясным: как эта мелюзга умудрилась добраться из Центрального района Тольятти до Жигулевска?
– Мы в 1-й школе учимся, а уроков не было, – начали нести обычную ахинею перепуганные малолетки. – Решили на электричке покататься, а здесь слезли…
– Покататься, говоришь? Ну, тогда пошли.
Транспортники всей нашей огромной паровозолюбивой страны в последние годы с прискорбием отмечают, что забавы юных диверсантов на стальных магистралях приобретают угрожающие масштабы. Только в нынешнем году и только на тольяттинском участке Куйбышевской железной дороги вандалы чуть было не пустили под откос три железнодорожных состава, забросали камнями три пассажирских поезда, разгромили множество семафоров. Общие убытки от этих милых шалостей составили многие десятки тысяч рублей. Слава Богу, что пока обошлось без катастроф с человеческими жертвами.
– Развлекаться на железную дорогу приходят дети со всех районов Тольятти, – замечает старший инспектор по делам несовершеннолетних линейного отдела внутренних дел Тамара Лазарева. – Практически никто из них не думает о трагических последствиях для безопасности движения поездов, которые могут вызвать их шалости. Например, в июле разбили 12 семафорных линз стоимостью 13000 рублей. Разбили ради забавы. В целом же ущерб от варварства огромен. Но половина его, как правило, не возмещается, потому что это хулиганье – из неблагополучных, неполных, малоимущих семей. И таких семей становится все больше. Эта, переросшая в социальную, проблема опасна еще тем, что угрожает жизни самих детей. Статистика говорит, что 80 процентов всех ЧП на железнодорожных путях заканчивается гибелью людей.
В тот мартовский день компания Коляева бесцельно шаталась вдоль железнодорожной насыпи у станции «Химзаводская». Делать было решительно нечего, пока чью-то шальную голову не осенила «блестящая» идея: завалить рельсы металлоломом и посмотреть, что потом будет. Ну конечно же, большая хохма! Сказано – сделано.
Надрываясь от тяжести, балбесы притащили старый холодильник и водрузили его на путь. Потом удобно устроились на откосе насыпи и стали терпеливо ждать. Ждать пришлось не очень долго. Машинист заметил препятствие поздно. Электровоз всей своей стальной тушей нанес по препятствию столь сокрушительный удар, что злополучный холодильник пулей отлетел на пятьдесят метров от дороги, едва не угодив в зрительскую «ложу». Но на этот раз судьба помиловала экспериментаторов.
Позже этот выдающийся «подвиг» повторили четверо старшеклассников из Комсомольского района на развязке путей неподалеку от станции «Канал», завалив рельсы трубами и железными прутьями. Но, к счастью, и на этот раз электровоз мужественно снес баррикаду. Вредителей подоспевшие милиционеры повязали и препроводили куда следует. И не случайно: стражи порядка уже настолько привыкли к диким выходкам молодняка, что научились заранее вычислять места строительства заграждений и выставлять там патрули.  Тем не менее, эскалация рельсовой войны продолжается.
В столице губернии Самаре существует глухой городской поселок с явно неподобающим ему названием Запанской. (Паны здесь отродясь не водились). Отрезанный от центральных кварталов рельсами железнодорожного полотна, поселок десятилетиями варится в собственном соку запустения и неустройства. Из развлечений для молодежи – ночная дискотека с отвратной музыкой, дешевым пивом и бесплатным мордобоем. Других сценариев отвести жаждущую адреналина душу здесь нет. Кроме той же железной дороги. В нынешнем году двум пацанам, попытавшимся обидеть поезд, последний безжалостно отрезал ноги. Крови было не меньше, чем адреналина. А в начале лета без ноги осталась симпатичная девчушка. Но и это обстоятельство нисколько не убавило популярности этой опасной детской забавы. Жахнуть кирпичом пролетающую мимо электричку – дело чести, доблести и геройства: «Му-у-ужик, блин!»
Тринадцатилетний Толян, подпирая спиной прогнивший столб, лениво всматривается в сторону железнодорожного моста, откуда вот-вот должен был выползти фирменный поезд «Жигули». У ног пацана припасена кучка крупной щебенки.
– Лупить будешь?
– Ага.
– А зачем?
Толян недоуменно разувает глаза:
– Так все ж лупят…
– И больше заняться нечем?
– Почему нечем? – удивляется мальчуган. – Вон Анька с Нинкой пошли светофор курочить.
– А вдруг поймают?
– Тьфу! – Толян презрительно сплевывает  под ноги. – Как поймают, так и отпустят. Они ж несовершеннолетние.
– Слышь, может, лупить не будешь? Пачку английских сигарет дам.
– Полную?
– Даже не вскрытую.
– Ну тогда лады.
Признаться, сложные взаимоотношения между подрастающим поколением россиян и железной дорогой внушают большие опасения и даже тревогу. Зато прилив дикого веселья вызывают методы, которыми родное государство считает возможным покончить с вандализмом малолетних троглодитов. Сиречь профилактическими мероприятиями в детских учебных заведениях и чтением нравоучительных лекций в школах и ПТУ. Да, полноте, господа! Читать лекции пацаненку, чья семья живет в лучшем случае на 1 доллар в день, или мающемуся неприкаянностью в прогнившем, забытом Богом углу? Это все равно что толочь воду в ступе, а потом носить ее в решете.
Впрочем, кое-какие способы, оказывается, есть. Недавно самарские железнодорожники пустили в работу первую партию чудо-электричек нового поколения. Построены они так и из таких материалов, что ни один самый свирепый экстремал при всех стараниях не сможет причинить им вреда. И это вдохновляет. Но вот вопрос: может, государству стоит тратить деньги не на строительство бронепоездов, а на развитие нормальной социальной инфраструктуры, в которой не будут рождаться и свирепствовать вандалы. Обойдется, конечно, дороже. Но уверен – окупится…