В Европе не любят рекламу

Эта фирма занимает пятое место в списке крупнейших в мире социологических служб, специализирующихся на исследовании рынков. Второй главный вывод из проведенных опросов общественного мнения состоит в том, что отношение к рекламе имеет в Европе ярко выраженные национальные особенности. Случаи, когда один и тот же рекламный ролик "крутят" на телеканалах сразу нескольких государств, достаточно редкие. "В каждой стране создают свою специфическую рекламу, - говорит социолог Пегги Цирнштайн, руководившая этим проектом. - Вообще-то мы такого результата и ждали. Так что сам факт различного отношения к рекламе у нас удивления не вызывает, но вот полученные нами конкретные цифры весьма любопытны".

В Великобритании, по словам Пегги Цирнштайн, у рекламодателей самая благодарная аудитория, а реклама "явно очень остроумная, поскольку 72 процента опрошенных заявили, что она их забавляет". Столь высокого показателя демоскопы не зафиксировали ни в одной другой стране. Для сравнения: в России лишь 35 процентов опрошенных воспринимают рекламу как приятное развлечение. Аналогичная картина, скажем, и в Словакии - там лишь 31 процент населения считает рекламу забавной.

Но среди британцев, которые во всей Европе наиболее положительно относятся к рекламе, 54 процента, то есть больше половины, отмечают, что ее слишком много. Куда более раздраженно реагируют жители стран Восточной Европы и России.

Любопытно, что в России, например, степень неприятия рекламы весьма высока: 85 процентов опрошенных россиян жалуются на чрезмерное количество рекламы - имеются в виду как ролики, которые "крутят" по телевидению и радио, так и объявления в печатных изданиях. Видимо, в России объемы рекламы выросли в последние годы столь стремительно, что у населения возникло чувство дискомфорта - люди воспринимают рекламу как нечто назойливое, надоедливое. Подобный эффект отторжения наблюдается и в других восточноевропейских государствах - иначе говоря, в бывших соцстранах, например в Чехии и Словакии.

Жители России и в целом всей Восточной Европы в большинстве своем считают, что обилие рекламы неминуемо влечет за собой рост цен на рекламируемую продукцию, что потребителей настойчиво соблазняют приобретать товары, без которых они вполне могли бы обойтись. В Западной Европе ко всему этому уже привыкли, рекламу воспринимают менее остро, более спокойно и даже равнодушно.

Однако было бы ошибкой сводить все сказанное к примитивной схеме: на востоке Европы, где рыночные отношения существуют сравнительно недавно, рекламу не любят, а вот на западе континента к ней относятся терпимо. Дело в том, что самые ярые противники рекламы живут как раз в Западной Европе - точнее говоря, в южной ее части. В ходе проведенного опроса выяснилось, что больше всего на обилие рекламы жалуются испанцы - почти 92 процента населения. Затем идут итальянцы и греки. Получается, что южным народам реклама претит в большей степени, чем северным. Во всяком случае, финны жалуются на ее засилье значительно реже.

Одновременно 88 процентов тех же финнов отмечают, что реклама содержит полезную для них информацию. А вот итальянцы, чехи и словаки в этом сильно сомневаются. Из вырисовывающейся схемы: восток - запад, север - юг явно выпадают жители Словении. Вроде бы тоже бывшая соцстрана, да к тому же еще южная, однако к рекламе в этой республике на берегу Адриатического моря относятся почти так же, как и в Англии.