Приволжцы занервничали: их и так импорт задушил, а тут еще ВТО на подходе. В какой-то момент в зале началась истерика.
- Вы видите - они ставят совершенно конкретные вопросы, - комментировал ситуацию корреспонденту "РГ" Медведков после "схватки". - Я не могу им врать, потому что речь идет об их деньгах.
"Истерику" затеяли женщины - лоббисты отечественного текстиля. Они заявили, что их бизнес окончательно отбрасывает копыта, и обвинили в этом ВТО, которому текстильщиков "уже сдали". В ответ Медведков вынужден был открыть служебную тайну: на его столе лежит предложение разрешить челнокам провозить товаров на 2 тысячи долларов без пошлины и на 20 тысяч - по льготной пошлине, 3 евро за килограмм. Минэкономразвития - против, но "челночное лобби", похоже, сильнее. Неофициально корреспондент "РГ" выяснил, что решение якобы продавливают транспортники и таможенники. Впрочем, тут все не так просто. С одной стороны, позиция Минэкономразвития в оценке последствий присоединения к ВТО свято следует написанному год назад докладу, где сказано: ничего страшного не произойдет, влияние ВТО на экономику - не более десятой доли роста ВВП, а все негативные последствия смягчат переходные периоды. Медведков говорит:
- Пусть банкиры и страховщики знают: через определенное количество лет после присоединения им придется на равных конкурировать с иностранными банками, так что уже сегодня разумнее тратить деньги не на покупку газет и увеселительных пароходов, а на что-то путное.
С другой, специалисты Минэкономразвития зачем-то учат бизнесменов орудовать саперной лопаткой и обращаться с противогазом: в Нижнем прочитаны объемистые лекции, где вплоть до запятых расписано, как инициировать защитное расследование и самостоятельно противостоять демпингу.
Это впечатление укрепилось после того, как люди Минэкономразвития объявили о новом порядке защиты рынка от иностранных сельхозпродуктов. Порядок может заработать уже с начала года. Речь уже не о мясе и не о птице - о зерне и других так называемых биржевых продуктах (точный список не разглашается). Размер защитного тарифа жестко связывается с мировой ценой на товар, и пересматривать его будут раз в месяц, автоматически, на основе точного мониторинга цены. И это несмотря на то, что, по словам Медведкова:
- Любая защитная мера - это повышение внутренних цен. Нельзя защитить, скажем, сельское хозяйство и не залезть в карман потребителя. Минэкономразвития ищет баланс между интересами производителя и потребителя.
Похоже, на саммите "Россия-ЕС" наши чиновники действительно услышали такое, что заставило их спешно готовиться к вступлению в ВТО. Верить или нет, будто ВТО не обрушит ни один сектор экономики - дело личного чутья каждого. Но Минэкономразвития на всякий случай учит хозяйствующих субъектов приемам плавания в свободном рынке. Ведь не все готовы сушить весла так, как высушили их производители щеток и кистей. Они написали в Минэкономразвития письмо: вы наши интересы в Женеве не отстаивайте, мы все равно умрем.
- Если они передумают, мы еще успеем их отстоять, - говорит Медведков.