Сергей Иванов предложил в интересах всей военной организации страны включить в состав Минобороны Федеральную службу специального строительства, а также Федеральную службу железнодорожных войск. По его мнению, строителей Минобороны и военный Спецстрой необходимо объединить для решения важных государственных проектов, а железнодорожные войска вернуть под крыло Минобороны, потому что это федеральное ведомство по сути решает задачи, свойственные роду войск Вооруженных Сил и полностью интегрировано в систему тылового обеспечения армии.
Уклонисты и самоубийцы. Министр особо остановился на проблемах гибели военнослужащих в армии. В 2003 году в результате преступлений и происшествий в войсках погибли 337 человек. Причем суициды составляют 37 процентов от этого количества, нарушения техники безопасности - 23 процента, аварии автотранспорта на дорогах - 10 процентов. Причиной непомерного количества суицидов, по мнению Сергея Иванова, является прежде всего недоработка командиров.
Давая общую характеристику армейской преступности, министр отметил, что наибольшее количество преступлений связано с посягательством на жизнь, здоровье и личное достоинство военнослужащих, а другой массовый рецидив - уклонение от воинской службы. Однако есть и некоторые подвижки. В этом году в войсках сократилось на треть количество самовольных отлучек, на четверть меньше было хищений военного имущества.
Офицеры ищут крышу. Тема социального положения военнослужащих заняла существенную часть доклада министра. Своевременное и полное выделение ассигнований на национальную оборону, сказал он, позволило практически без задержек производить расчеты с военнослужащими и гражданским персоналом. В актив Сергей Иванов записал и тот факт, что с 1 октября этого года на 11 процентов индексировано денежное довольствие военнослужащих. Решались и квартирные проблемы. Минобороны получило 22 тысячи 900 квартир, из которых 9 тысяч было отдано увольняющимся из армии военнослужащим. Однако министр обороны заявил, что считает неправильным предоставление офицерам жилья только после увольнения из армии. Сейчас это происходит из-за большого сокращения армии, но в ближайшее время положение исправится. Он предложил формировать фонд служебных квартир и постепенно переходить на накопительную систему обеспечения военнослужащих жильем.
В ВВС - недолет. Сергей Иванов критично оценил деятельность ВВС. "Ни один из авиационных полков ВВС и полков авиации ВМФ не отвечают на сто процентов требованиям, предъявляемым к воинским частям постоянной боевой готовности, - сказал он.- Генеральный штаб, главнокомандующие ВВС и ВМФ за целый год так и не смогли хотя бы минимально улучшить ситуацию". По его словам, боевые летчики постепенно утрачивают навыки ночных полетов, пилотирования в сложных условиях. В среднем годовой налет в боевых частях составил на одного летчика от 12 до 44 часов, а надо провести в небе 160-180 часов. Именно из-за этого в авиации очень высокий уровень аварийности. В прошлом году произошло восемь авиапроисшествий, семь из них случились из-за ошибок летчиков при пилотаже и эксплуатации авиатехники, и лишь один из-за отказа бортового оборудования. Министр обороны потребовал от главкома ВВС генерал-полковника Владимира Михайлова использовать все средства для обучения летчиков.
Рука об руку с НАТО. По словам министра, за последний год значительно улучшились наши отношения с НАТО. "Удалось добиться серьезного качественного улучшения статуса России и уважения к нашим интересам со стороны основных участников системы международных отношений", - отметил Сергей Иванов. Натовцы стали более внимательно и бережно относиться к нашим внутренним проблемам, стало меньше резких заявлений в наш адрес. В 2004 году планируются первые совместные военные учения России и НАТО. Несомненно, здесь немалую роль играет и фактор российских Вооруженных Сил, о которых стало больше заботиться государство.