В творческой биографии продюсера Челядинова явно прослеживается тяга к воплощению идей, которые так или иначе связаны с риском. Он придумал "Русский экстрим", управлял "Экстремальными ситуациями", был режиссером первого "Последнего героя", отправил бывшего пресс-секретаря Президента России Михаила Кожухова путешествовать по странам и континентам "В поисках приключений". И вот теперь "Трюкачи", первое реальное национальное шоу, по своему масштабу вполне сопоставимое с большими западными проектами.
В основе программы - "чемпионат мира", в котором участвуют команды из восьми стран (Англии, Индии, Литвы, России, США, Украины, Югославии, Японии). В каждой команде от трех до шести человек, и все они - лучшие исполнители самых невероятных трюков. Многие из этих парней не раз снимались в Голливуде, подменяли звезд в таких фильмах, как "Матрица", "Перл-Харбор", "Угнать за 60 секунд". Российские каскадеры - герои практически всех известных наших боевиков последних лет. Чемпионат идет в три этапа: четвертьфинал (три его серии мы уже видели), полуфинал и финал. Команде-победителю обещано три миллиона рублей.
Пока трудно сказать, станут ли "Трюкачи" событием на финише текущего телевизионного года, однако очевидно, что этот целиком отечественный продукт делается по мировым стандартам. Арбитрами в турнире выступают Джеки Чан, Жан-Клод Ван Дамм, Рутгер Хауэр и Дольф Лундгрен, а комментирует происходящие страсти герой наших родных блок-бастеров Гоша Куценко.
Авторы проекта утверждают, что по ходу дела зритель увидит трюки, которые прежде не делал никто в мире. Один из таких фокусов уже продемонстрирован в первой серии: на высоте 2000 метров каскадеры перебираются из самолета в вертолет. И это захватывает дух. В следующих выпусках нам обещаны приключения не менее острые. Кстати, одно из четвертьфинальных состязаний с участием югославов едва не закончилось трагически: капитан команды в ходе исполнения трюка, когда человека сбивает автомобиль, неудачно упал на асфальт, потерял сознание. Впрочем, чем там все кончилось, авторы не говорят, просят потерпеть до эфира.
Работа над программой началась еще весной, съемки происходили в Подмосковье, а арбитры выставляли свои оценки, наблюдая за событиями с помощью "телемостов". Кстати, их гонорар составил по 50 тысяч долларов на брата - немного, если учесть, что за один съемочный день эти актеры получают до миллиона "зелеными". Андрею Челядинову удалось уговорить "звезд" поумерить аппетиты, потому что речь шла о шоу с участием каскадеров - их коллег по профессии, постоянно рискующих жизнью.
В ходе съемок часть из 15 камер была разбита - ожидаемая плата за участие в уникальных трюках. А общий бюджет проекта составил миллион долларов.
Если учесть, что на наших каналах уже есть "Фактор страха", "Форт Боярд", "Русский экстрим" и еще несколько подобных программ, то можно говорить о тенденции. Телевидение все чаще предлагает нам перенестись в мир необычных ощущений, пощекотать нервы, наблюдая за реальным, а не "киношным" риском, стать соучастниками смертельно-опасных трюков или приключений. Что это - адекватный ответ на комфортное существование или происки телепродюсеров, желающих заработать на наших фобиях? Скорее всего и то, и другое. Ясно, что "говорящие головы" на экранах окончательно уходят в прошлое. Если раньше можно было при внезапно погасшей "картинке" по звуку безошибочно определить суть передачи, то теперь телевизионщики вынуждены тщательно продумывать драматургию любого действа, его видеоряд.
И еще одно важное замечание в связи с премьерой "Трюкачей". Увы, в последние годы мы почти смирились с засильем на наших экранах лицензионных программ. Объясню для непосвященных: российские каналы покупают то, что придумано в Штатах и Европе - все эти бесконечные ток-шоу, "угадайки" и прочее. Стоит такой товар недешево. Скажем, за полный пакет "Последнего героя" надо отвалить полтора миллиона долларов. Причем западный лейбл - это еще не гарантия того, что у нас купленная программа приживется, будет иметь успех. Вспомним хотя бы "Вторую половину" или "Крутой маршрут", бесславно сгинувшие на РТР. Теперь у нас обнаружились люди, способные сами придумывать и воплощать. А это, безусловно, может стать предметом национальной гордости, хотя и не сразу. Что-что, а придумывать у нас умели всегда.