- При чем здесь математики? Говоря образно, коллекция Прокудина-Горского - это клад, который очень непросто взять, - объясняет заведующий лабораторией Научного cовета по комплексной проблеме "Кибернетика" РАН Виктор Минахин. - В США хранится 1902 черно-белых тройных негатива на стекле. Все годы проблема состояла в том, как из них без больших трудозатрат получить цветное изображение. Да, Прокудин-Горский делал и цветные диапозитивы, и даже отпечатки на бумаге. Скажем, всемирно известен его портрет Толстого, сделанный в 1909 году. Но это была долгая, ручная, поистине ювелирная работа. Поэтому при жизни даже сам автор так и не увидел всю свою коллекцию в цвете.
А появилась она во многом благодаря Николаю II, увлекавшегося фотографией. В 1909 году в его резиденции, в Царском Селе, состоялась знаменательное событие. На сцене был установлен большой экран, на который было направлено три разноцветных луча. И перед зрителями возникла удивительной красоты Россия: ее просторы и пейзажи, золотые купола церквей, сверкающие на фоне голубого неба, живописные портреты людей... Цвет, усиленный светом, буквально сиял с экрана. Впечатление было столь сильным, словно зрители впервые по-настоящему увидели свою родину. Не случайно фотографии Прокудина-Горского называли картинами, говорили, что "они есть истинное родиноведение".
После сеанса у царя автор начал пятилетнюю "одиссею" по стране. Цель - запечатлеть отечество в натуральных цветах, а затем демонстрировать снимки детям в школах и гимназиях. Как описывает исследователь С. Гаранина, фотографу по высочайшему повелению выдали документы, позволявшие бывать в любой точке империи, независимо от секретности. А еще был выделен спецвагон с лабораторией, автомобиль "Форд" и пароход с командой. И началось странствие: Урал, Сибирь, Волга, Средняя Азия, Закавказье...
Из своих путешествий Сергей Михайлович привез около 3500 снимков. Каждый обошелся ему в десять рублей. По тем временам - деньги огромные. Почему снимал на свои? "Государь ничего не сказал, так как я ни о чем не просил", - объяснял фотограф. Частные фирмы предлагали купить его уникальную коллекцию, но он отказывался. Считал, что должна принадлежать государству. И этот вопрос уже решался, но сначала война, а потом революция... Прокудин-Горский эмигрировал, и вопрос отпал.
Как же он получал цветные изображения? Это был сложный процесс, основанный на законах цветоделения. С помощью аппарата фотограф в течение нескольких секунд делал три снимка одного объекта через синий, зеленый и красный фильтры. Затем на стеклянной пластинке получал три черно-белых негатива. А цветные изображения возникали на экране, куда проецировались три цвета.
Главная проблема - как их точно совместить. Ведь изъян был заложен уже во время съемки. Хотя снимки делались очень быстро, тем не менее положение пластин менялось, поэтому от кадра к кадру появлялись искажения. Поиск оптимального варианта совмещения, при котором цветное изображение получается наиболее точным, - оказался непростой задачей. Решение стало возможным, только когда научились переводить изображения в цифровую форму.
- Мы разработали алгоритм, который позволяет компенсировать искажения, - говорит Виктор Минахин. - Теперь совмещение трех черных-белых негативов делается всего за несколько минут, причем автоматически, с точностью до одного пиксела при размере изображений около 3500 на 3700 пикселов. Так что мы довольно быстро воссоздали в цвете все изображения, негативы которых хранились в США. Кстати, Библиотека конгресса, можно сказать, спасла коллекцию. Ведь негативы, которые за много лет остались в идеальном состоянии, обычно быстро портятся.
Итак, стране и всему миру вернулась Россия, какой она была почти столетие назад. Увиденная глазами человека, влюбленного в свою родину. А потому удивительно красивую.