Новости

20.11.2003 01:12
Рубрика: Общество

Компьютер или человек?

Сергей Капица, академик

То, что Каспаров и машина сыграли вничью, не меняет наших представлений ни о разуме человека, ни о природе шахмат. Компьютерные программы искусственного интеллекта - это очень интересное достижение прикладной математики в направлении, которым занимаются уже больше двадцати лет. И Каспаров помогает совершенствовать технику. Однако что касается игры, то лучше если бы боролись компьютер с компьютером. Когда соревнуются две программы, результат менее сомнителен и более интересен. Ведь человек в смысле физиологии, конечно, менее совершенен, чем машина. А Каспарову навязали очень странные, на мой взгляд, условия борьбы, надев очки. Опыта игры с голографическим изображением у него нет. По-видимому, в одной из партий он просто "зевнул". Машина обычно на это не способна. Так что оценивать машину и человека по одной шкале - все равно, что сравнивать достижения бегуна и велосипедиста.

Евгений Войскунский, писатель-фантаст

Борьба человека и машины на равных - замечательная завязка для фантастического сюжета. Ведь в сущности произошел эпохальный момент - человек и созданная им техника встали на один уровень. Ничья - это паритет, а паритет - это уже серьезное изменение принципов их взаимоотношений. Теперь важен каждый технический шаг. У нас в одном романе была такая вставная новелла о борьбе роботов и собак: роботы настолько поумнели и завладели техносферой, что стали незаменимыми помощниками человека. Но почему-то их сразу невзлюбили собаки, и началась странная борьба между собаками и роботами. Роботы, разумеется, побеждали. Но однажды они "поняли", что происходит нечто опасное, что паритет взаимоотношений одушевленного и неодушевленного нарушается, и они приняли великий акт саморазряда. То есть они самоустранились. Вот это очень важно, на мой взгляд, чтобы машина знала свое место. Машина, с которой боролся Каспаров - это еще не киборг. Но придать белковую материю механическому мозгу - дело времени.

С этого момента задача человечества состоит в том, чтобы не доводить игру до противоборства машины и человека.

Общество Наука