Конечно, можно предположить, что в то самое время, когда министры стояли на думской трибуне, народные избранники были как раз там, где народ мерз, сидел без воды или добывал дрова. Это маловероятно, но возможно. Но тогда зачем думцы столь настаивали на приходе Яковлева и Кошмана на Охотный Ряд, а не позвали их с собой туда, где разыгрываются жилищно-коммунальные драмы и даже трагедии?
Вопрос интересный, но риторический. Потому что ответ знают и сами депутаты, он не относится только к этому конкретному случаю. "Правительственный час" в Думе стал чем-то вроде дежурного блюда. Его подают к событиям, к сезонам, чтобы отреагировать, отметиться на острой теме. А иногда просто для того, чтобы испытать чувства, подобные тем, что испытывает очень большой начальник, приказывая: "А подать сюда Тяпкина-Ляпкина". Наводнение? А подать сюда министра по чрезвычайным ситуациям! Эпидемия? А подать сюда главного санитарного врача!
Конечно, регламентные нормы, определяющие статус этого парламентского мероприятия, более корректны. Министры приходят в палату не с отчетом, а с информацией. И разнос им депутаты не устраивают, хотя очень бы хотели, только задают вопросы. Но и решений здесь никаких не принимается.
На этот раз актуальным приход Владимира Яковлева и Николая Кошмана сделали две причины. Во-первых, зима, которая "катит в глаза". Вторая причина - парламентские выборы. Один из инициаторов вчерашнего "правительственного часа" с темой "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства России и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по подготовке к зиме" фракция "Яблоко" получала возможность еще раз заявить о своей позиции по реформе ЖКХ, на которой строила свою предвыборную стратегию. И этой возможностью фракция воспользовалась. Сергей Митрохин, представив партийный подход к проблеме, решению которой, по мнению "яблочников", мешает монополизм, призвал Владимира Яковлева, "еще не повязанного ответственностью за авторство этой реформы", разработать новую программу.
Между тем вице-премьер Правительства, на которого свалилась эта тяжкая ноша, "скопившаяся не только за последние десять лет, но и за все предыдущие годы, когда ЖКХ финансировалось по остаточному принципу", сообщил депутатам, что подвижки в реформировании отрасли все же произошли. По крайней мере, удалось добиться прекращения перекрестного субсидирования отрасли, что путало многих и затрудняло контроль за расходованием средств. Проведена и инвентаризация долгов отрасли - на сегодняшний день, по словам Яковлева, кредиторская задолженность составляет 220 млрд. рублей, а дебиторская - 196 млрд. рублей. Теперь требуется сделать следующий шаг - принять закон о финансовом оздоровлении отрасли. Хорошо, считает Яковлев, что на всех этажах власти признали чрезвычайную важность темы. "Сталкиваются с ней и олигархи, и депутаты, только каждый решает проблемы по-своему". Правда, у олигархов для решения своих жилищно-коммунальных проблем деньги есть, а у органов местного самоуправления, на которых лежит ответственность за проблемы всех остальных граждан, заметил Яковлев, денег как не было, так и нет. Поэтому без помощи государства им сегодня не обойтись.
Общепризнано, что создание нормальных условий жизни людей непосредственно связано с преодолением бедности - задачей, которую поставил в своем послании Президент.
А раз мы все это признаем, значит, говорим на одном языке и можем понять друг друга, сказал Яковлев, однако тут же добавил, что одни говорят для того, "чтобы просто поговорить, а другие, чтобы договориться о решении проблемы". Тех депутатов, кто хочет договориться, министр призвал в рабочую группу, которая будет определять меры для продвижения реформы и способствовать их законодательному обеспечению.
Пока же Правительство действует больше в аварийном режиме. Ситуация такая - более 200 млн. квадратных метров жилья в России не ремонтировалось по тридцать лет. 250 млн. квадратных метров - хрущевки, требующие реконструкции. 87 млн. квадратных метров - ветхий фонд, и он прибавляется из года в год. А изношенность инженерных сетей - 60 процентов. Как в такие дома и при таких трубах давать тепло, воду, создавать прочие условия для жизни? "Но у нас прежде считали, что раз труба есть, дом стоит, то сто лет так будет. Надеялись на "авось", что пронесет. В прошлом году не пронесло. В этом, - пообещал Яковлев журналистам, - тоже не избежать аварий".
Отопительный сезон уже начался по всей России. И топлива заготовлено, сколько положено на данный период. И северный завоз впервые выполнен на все сто процентов. Однако четыре района на Сахалине и три в Читинской области все еще сидят без тепла. Вновь мерзнут люди в своих домах в Карелии, Ульяновской, Кировской областях.
Слава богу ("наверное, на свете он все-таки есть"), порадовался вице-премьер, что погода не лютует. "Боженька нам пока помогает". Депутатов благодарить ему, наверное, было не за что.