Вчера Государственная Дума приняла сразу во втором и в третьем чтениях закон о коммерческой тайне. Законопроект получил путевку в жизнь с третьей попытки. Первый раз он был внесен в парламент еще восемь лет назад, но тогда не прошел и первого чтения. Вторая версия была отклонена прежним Президентом в 1999 году. Как пояснил исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко, тот документ, по существу, лишь определял, что считать ноу-хау. Теперь же разработчики пошли по другому пути: коммерческая тайна - это прежде всего режим охраны информации.
Свежепринятый закон, сказал Фурсенко, определяет коммерческую тайну прежде всего как информацию, неизвестную конкурентам. При этом она должна обладать коммерческой ценностью: владение ею позволяет увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную выгоду. Решать же, какая информация составляет коммерческую тайну, а какая - нет, должна сама компания. Однако нет правил без исключений: к закону прилагается список "особых случаев", когда информация не может быть объявлена тайной, причем список этот закрытый. Однако "РГ" удалось выяснить, что в числе прочего коммерческую тайну не может составлять информация о численности, составе системы оплаты труда (разумеется, легальной, поскольку о теневых выплатах предпринимателей не заставит распространяться ни один закон), об условиях труда, в том числе об охране труда, показателях травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, о задолженности работодателей по зарплате и по другим выплатам социального характера.
По вопросу о зарплате между разработчиками, профсоюзами и представителями работодателей разгорелась настоящая борьба.
Заместитель руководителя Департамента Минпромнауки Юрий Фомичев, один из самых активных участников работы над законопроектом, рассказал, что на трехсторонней комиссии профсоюзные деятели ратовали за то, чтобы им были доступны сведения о зарплате, получаемой работником конкретно в кассе. Работодатели выступили категорически против. И в конце концов разработчики приняли компромиссный вариант: написали, что не могут составлять тайну персональные данные работника. То есть он сам определяет, разглашать ему размер своей зарплаты или нет.
Словом, недовольные принятым документом наверняка найдутся. Однако его появление помогает России преодолеть еще одну ступень на пути во Всемирную торговую организацию. Именно на требования ВТО в первую очередь и опирались разработчики последней, одобренной Госдумой, версии. Дело в том, что в рамках ВТО существует соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (сокращенно- ТРИПС). Оно было принято для охраны прав интеллектуальной собственности при международной торговле. Требования ТРИПС обязательны для всех стран - участниц ВТО.