48 процентов, почти половина опрошенных, хотели бы, чтобы Россию считали "могучей", "непобедимой", "несокрушимой". 22 процента успокоило бы мнение о стране как о " богатой" и "процветающей". 9 процентов хотели бы избавиться от имиджа страны-должника и приобрести образ независимой и самодостаточной державы. 6 процентов желали бы, чтобы Россию воспринимали как страну "образованную", "культурную" и даже как "оплот нравственности". 4 процента мечтают, чтобы нашу родную страну видели как "равное среди остальных" государство, 3 процента - "миролюбивой и дружелюбной", 2 - "хорошей во всех планах", и лишь по 1 проценту - "государством, где соблюдаются законы", "надежной", "демократической", "красивой" или просто "нормальной". О чем свидетельствует такой расклад представлений об идеальном образе России, объясняет ведущий специалист Фонда "Общественное мнение", кандидат социологических наук Иван Климов.
- Здесь самое интересное - не процент предпочтения, а те позиции, которые стоят за ответами. Самые очевидные из них две. Первая - "чтобы боялись", чувствовали силу. Вторая - чтобы считали партнером. За этими позициями - разные ментальные перспективы.
"Чтобы боялись" - это традиционное, компенсаторное восприятие нашей страны. Мы потеряли "пугающий имидж" и кому-то хочется его вернуть.
Мотив " Мы все равно великая страна, потому что у нас есть ядерное оружие" и "С нами должны считаться, потому что мы можем сделать больно", очень часто встречается в ответах граждан, участвующих в наших многочисленных фокус-группах.
Представления о партнерстве тоже разные. Некоторые подчеркивают равноправие, другие - экономическую успешность и развитость. Как правило, за этими ответами кроятся представления о том, что мы не так уж соответствуем критериям современного успеха, но это не повод вооружаться, а повод двигаться вперед, развиваясь.
Полюс силы у нас пока главенствует, полюс партнерства более слабый. Но эта конфигурация может поменяться.