21.11.2003 02:20
    Поделиться

    Кино застряло в пробке

    Такой вывод можно сделать после заседания Комиссии по информационной политике

    Ложка меда

    А началось все с оптимистической ноты. Социолог Даниил Дондурей напомнил о рывке, проделанном нашим кинобизнесом. В 2002 году в стране продано билетов на 113 млн. долларов, в нынешнем доход составит уже 200 млн. Только в Москве более 80 современных кинозалов, к 2007 году в России их будет более тысячи. До трехсот фильмов в год выходят на ее экраны одновременно с крупнейшими мировыми столицами, 90 картин в год делает наше кино. Но в прокате 87 процентов денег собирают фильмы американские - пропорции ужасные, но реальные.

    Российская киноаудитория, по версии Даниила Дондурея, сегодня делится на три части. Первая ходит в старые кинотеатры, не имея возможности платить за новые. Или смотрит фильмы бесплатно по ТВ. Таких большинство. Есть "клубная аудитория" - приверженцы кино авторского, фестивального. И, наконец, сложилась своя публика у новых мультиплексов, где цены на билет доходят до 300 рублей - эта публика и дает 87 процентов дохода, ибо не смотрит российское кино вообще. Социолог охарактеризовал ее как молодежь, занятую в бизнесе, за ней будущее. На нее будут ориентироваться продюсеры, и тогда, считает Даниил Дондурей, на экранах появится иной, более позитивный образ России. В качестве примера он привел успех недавнего "стебно-молодежного" фильма "Даже не думай", собравшего более миллиона долларов.

    И бочка гамбургеров

    Оптимизма не разделил режиссер Андрей Кончаловский. Его тревожит, что государство потеряло рычаги воздействия на общество через кино. Зритель смотрит фильмы США, потому что у него нет выбора - "из всех кранов течет кока-кола". Это не американские фильмы, это фильмы голливудские. Голливуд, считает Кончаловский, - такая же транснациональная контора, как "Макдоналдс". И тот "третий тип зрителя", на который возлагает надежды Дондурей, не хочет смотреть нормальное кино, потому что привык к кинематографическим гамбургерам. И это первый зритель в России, который вообще перестал читать. И фильмы ему нужны такие, о которых после просмотра сразу забываешь.

    О начитанности молодежи и состоянии молодых умов резко говорила член Совета Федерации Людмила Нарусова: "Мои студентки на вопрос об Эйзенштейне отвечают, что это такой физик, который открыл теорию относительности... Вы говорите об успехе фильма "Даже не думай", а я вспоминаю успех фильма "Иди и смотри". Чувствуете разницу даже в названиях? В той же Америке было прекрасное кино, и фильм "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" воспитывал не хуже, чем "Летят журавли". А сейчас и наши картины чаще всего делаются на потребу самым невзыскательным вкусам".

    Дети "Бригады"

    В связи с этим участники совещания не раз упоминали сериал "Бригада". Приводили примеры, как малолетние убийцы признавались: их воодушевил именно этот фильм. При этом он получает национальную телепремию! "Говорят, фильм талантлив, - сказала Людмила Нарусова. - Тем страшнее". Ее поддержал член Совета Федерации Вячеслав Попов:

    "Что цитируют дети, Пушкина? Нет, цитируют "Бригаду". И растут по образу и подобию ее героев. В государстве не сформирована внутренняя политика. Ведь именно культура - та ниточка, которая может вытянуть за собой культуру труда, бизнеса, личности, жизни. Среди государственных приоритетов культура должна занять важное, возможно, главное место".

    Заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре и туризму режиссер Станислав Говорухин считает положение катастрофическим. "Общество криминализировано. Молодой человек с детства понимает, что честным трудом не проживешь. Но чтобы он стал преступником, его надо лишить духовной основы. Именно это сейчас и происходит. И не надо валить на заграничное кино - наше наносит поколению куда больший ущерб. Мы ликуем: у нас нет цензуры. А где вы видели страну без нравственной цензуры? Во Франции, где успешнее всего защищают свою культуру, действует Высший аудиовизуальный совет и есть множество законов, которые регламентируют деятельность кинотелеиндустрии. Нам такой Совет чрезвычайно нужен, но стоит об этом заговорить, тут же начинаются крики о новой цензуре".

    Его поддержал Андрей Кончаловский: "Когда я снимал за рубежом телесериал "Одиссея", цензура свирепствовала: никакой крови и "обнаженки"! И даже спорить было бесполезно!"

    Кино есть - смотреть негде

    Остро встал вопрос о необходимости иметь рядом с частной системой проката государственную. "Сегодня лучшая в мире киносеть развалена, - сказал генеральный директор "Российского кинопроката" Виктор Глухов. По его данным, цифры реальных кассовых сборов занижены на 69 процентов. Киносистема теряет свои последние предприятия: недавно Рязанская кинокопировальная фабрика - 50 тысяч квадратных метров площадей - продана за 3 млн. рублей, практически даром. "Государству стоит направлять средства не столько на фильмы, сколько на создание собственной системы проката, потому что без проката у него нет возможностей проводить свою идеологию: наши фильмы просто негде показывать", - сказал Андрей Кончаловский.

    Одной из тем совещания стала необходимость госзаказа: "По заказу работал и Эйзенштейн!". Итог, к которому пришли выступавшие: "Самоустранение государства из сферы кинопроизводства, как ясно из опыта последних лет, ведет к духовному обнищанию общества".

    Увы, все эти слова не доходили до ушей тех, кто отвечает за наше кино и ТВ. На совещание не сочли возможным прийти заявленные в списках представители телеканалов, не прибыл даже главный докладчик - первый заместитель министра культуры Александр Голутва, который, как объявили, застрял в пробке. Из этой пробки, судя по дальнейшему ходу трехчасового разговора, глава киноведомства так и не выбрался, став своего рода символом нашего запутавшегося в сетях рынка кинематографа.

    Поделиться