Новости

22.11.2003 02:10
Рубрика: Общество

Владимир Коренев: Мой герой был наивен и чист

Знаменитый фильм "Человек-амфибия" был снят 42 года назад

Роль в этом фильме стала определяющей в судьбе Коренева. Ныне Владимир Борисович Коренев - профессор, руководитель театрального факультета Института гуманитарного образования, народный артист России, ведущий артист Театра имени Станиславского. А ведь 42 года назад от свалившейся славы он чуть было не потерял голову.

Картина имела сногсшибательный успех. Фурцева сказала, что этот фильм - подарок Министерству финансов.

Коренев будоражил весь ГИТИС своим присутствием, особенно особ женского пола. Не было девушки, которая не мечтала бы о нем. Парни Ихтиандру стали подражать. В моду вошли белые брюки и длинные волосы у парней. А поклонницы назначали свидания и хотели немедленно выйти за него замуж.

Контр-адмирал Коренев, отец "Ихтиандра", как только фильм вышел на экраны, взял командировку и прилетел из Североморска в Москву для разговора с Володей... Свалившаяся слава представляла угрозу для молодой семьи.

На гастролях в Красноярске публика скупила все билеты только на спектакль "Коварство и любовь" с Владимиром Кореневым. Все другие спектакли пришлось отменить. "Коварство и любовь" играли 22 раза!

- Как вы пережили этот успех? Сколько он длился?

- 15-20 лет. Но я довольно быстро стал понимать, что зрительская популярность - это еще не все. Гораздо важнее уважение и признание профессионалов. Поэтому я больше дорожу театром, где работать сложнее. Публика рядом. Риск огромный. Каждый день надо доказывать мастерство. Стал бы я ведущим артистом театра, если бы я плохо работал?

Я не могу себе позволить халтурить. В кино есть масса возможностей подменить артиста, переснять сцену. В театре если ты ошибаешься, то всего один раз. И дальше спектакль кончается либо твоей победой, либо твоим поражением. И это тебя дисциплинирует.

- А чем вы объясняете бешеный успех фильма?

- По тем временам это был действительно хороший фильм. Он был вне политики. О любви. А какой замечательный был состав артистов! Николай Симонов - легендарный актер. Все фильмы, в которых он снимался, в рейтингах поднимались вверх. Романтический дар Симонова позволил ему сыграть героя озаренного идеей построить лучший мир. В фильме сыграли молодой Михаил Козаков, Ася Вертинская... Она была еще маленькой, в школе училась.

- Вам Ихтиандр близок?

- Я был человеком достаточно чистым, наивным. Долгое время отставал от товарищей, их трезвого, подчас даже циничного понимания жизни. И слава Богу, что что-то, может быть, и сохранилось от того состояния во мне.

- Вы остались романтиком?

- Я считаю, что единственный путь в нынешнее время - это делать добро.

- Вы стали кумиром целого поколения. После фильма в Ленинграде из-за вашей фотографии в витрине перевернули газетный киоск, так?

- Все это было, но главное, я не сломался. Хотя мог погибнуть любой человек И не такой неопытный, как я. Актеров развращают поклонники. Можно было просто "пойти по рукам". Или, например, спиться. Все хотели меня напоить, угостить, устроить ежедневный праздник. И этот праздник жизни, ни на чем не основанный, продолжался целые годы...

...Когда на последнем курсе Коренев получил приглашение на съемки и через два месяца должен был улететь, его будущая жена Алла решила сама объясниться - если завтра они не пойдут в загс, то между ними все кончено.

Когда Алла с Володей поженились, не спросив родителей, бабушка, которая воспитывала Володю, пришла в ужас: "Все время теперь будешь ходить голодный и грязный!"

Во время свалившейся на мужа славы Алла следовала за ним повсюду. На съемках в Ялте у Коренева чуть не закрутился роман с Вертинской.

- Ты чего ждешь? - сказал тогда Козаков Алле. - Лети в Ялту...

Вместе Коренев с Аллой сорок два года.

- Где вы сейчас снимаетесь?

- В фильме "Дети Арбата". Играю отца одного из героев. Это очень серьезный фильм, и меня устраивает компания, которая его делает. Режиссер - Андрей Эшпай, актеры - Чулпан Хаматова, Евгения Симонова...

Я долго отказывался сниматься в телесериалах. Принципиально не хотел. Большинство из них сшиты на одну колодку и сделаны второпях. Но потом я подумал, что, по сути, за сериалами - будущее кинематографа.

- Почему?

- Большой серьезный роман приходится сильно купировать и ужимать. Отказываться от важных линий для того, чтобы уложиться в односерийный фильм. В самих сериалах нет ничего дурного. Дурное в том, как они сделаны, дурное в позиции режиссера, который относится к телесериалу как к халтуре.

Недавно я закончил сниматься в историческом фильме, который называется "Северный сфинкс". Я сыграл князя Голицына, это друг Александра I, который возглавлял либеральную партию при дворе и которого вытеснила партия Аракчеева. Это история Александра I. Есть версия, что Александр I не умер, а смерть его была инсценирована и что вместо него похоронили похожего солдата, а он ушел в странники - потом стал старцем...

- У вас много предложений?

- Я снимаюсь только в том фильме, который мне нравится. Я читаю сценарии. Я не соглашаюсь на что попало. И костлявая рука голода не толкает меня на кинематографическую панель.

- Вы прекрасно выглядите...

- За это надо благодарить природу. Я никаких для этого усилий не делал. Но я сплю четыре часа в сутки на протяжении двадцати лет. У меня бессонница. Мне доктор сказал: "Вас устраивает такая жизнь?" - "Да!" - "Ну и живите так дальше". Значит, мой организм способен за эти четыре часа вырабатывать энергию, которой мне хватает для работы.

- А чем вы занимаетесь во время бессонницы?

- Читаю. Это единственное время, которое у меня есть. Я сижу и читаю книжки, которые еще не успел прочитать. У меня огромная библиотека. И мне жалко тратить время на сон. У меня уже другого времени не будет.

- Ваш любимый писатель?

- Пушкин. Он лечит. Это лекарство.

- Если вернуть прожитые годы, вы бы их так же прожили?

- Да. Я ничего не сделал дурного... Хорошего не сделал, но и дурного тоже. Но я не считаю, что главное в жизни - профессия. Для меня театр, кино не были главными в жизни. В иерархии моих ценностей есть более важные вещи, чем профессиональный успех.

- Например?

- Семья, дети, друзья, общение, женщины, природа, литература. И Пушкин родился не для того, чтобы стихи писать, а чтобы жить.

- А у вас жена реализовалась как актриса?

- Может быть, она во многом пожертвовала собой. Она очень талантливый человек, и сейчас работает, но играет меньше.

- Вы 42 года в театре. Как вы оцениваете происшедшие с ним перемены?

- Есть такая теория, что в искусстве открытие делают просвещенные дилетанты. Станиславский был купцом, Немирович был литератором. Они видели, что со стороны представляет собой театр.

Театр, с которого они начинали реформы, - это то, к чему мы пришли сейчас. Это огромное количество антреприз. Ничего xoрошего в антрепризе нет - собрались, сорвали деньги и разбежались.

Театр - это либо форма развлечения, либо светская форма религии. Театром только тогда следует заниматься, когда он возвышает душу.