24.11.2003 04:30
    Поделиться

    Как все было

    Президент Эдуард Шеварднадзе вынужден был покинуть зал заседания и под улюлюканье толпы у Дома правительства отправился в свою резиденцию Крцаниси. Спикер парламента Нино Бурджанадзе поблагодарила полицейских и военнослужащих за то, что они стали на сторону народа и демократическая революция свершилась без кровопролития.

    На брифинге, который состоялся через несколько минут у здания парламента, Нино Бурджанадзе заявила, что она, как спикер парламента, возлагает на себя обязанности президента. Конституция Грузии предусматривает такое правление спикера в течение 45 дней. Затем должны состояться президентские выборы.

    На следующий день, в воскресенье, в Грузии отмечали религиозный праздник - Георгоба (День святого Георгия). Оставшиеся до утра на площади у Дома правительства митингующие убеждены, что избавиться от "тоталитарного режима" Э. Шеварднадзе им помог сам покровитель Грузии - святой Георгий.

    Двухнедельное противостояние в субботу достигло своего апогея. В пятницу ЦИК огласил итоги выборов. Недовольная оппозиция стала готовить в регионах "мирный марш на госканцелярию". Со всех концов Грузии в столицу прибыли сторонники оппозиции.

    Президент же не собирался переносить дату первого заседания нового парламента (она определена конституцией 22 ноября).

    Из-за митингов около Дома правительства, у мэрии и у госканцелярии заседание парламента началось на час позже запланированного.

    Не пришли депутаты от оппозиционных партий, они были в бурлящей толпе митингующих. Президент уже начал свое приветственное выступление, когда в зал заседаний ворвались лидер национального движения Михаил Саакашвили и его сторонники. Саакашвили начал требовать отставки президента, а сторонники оппозиции и депутаты стали выяснять отношения врукопашную. Подоспели новые силы оппозиции. Шеварднадзе был вынужден покинуть трибуну. Охрана эвакуировала его.

    В это время толпа у Дома правительства продолжала скандировать "Сакартвелос гаумарджос!" ("Да здравствует Грузия!"). Президент тоже произнес этот ставший заклинанием лозунг. Затем призвал митингующих поддержать конституционный строй в стране, сел в бронированную машину и уехал в свою резиденцию.

    Празднующие победу сторонники оппозиции расходиться с площади не собирались. В конфликт с митингующими оппозиционерами батумцы, которые пять дней митинговали за президента, не вступили: многие встретили родственников и знакомых и остались до утра на площади. Здесь сжигали знамена проправительственного блока "Возрождение", ликовали, пели, пили и танцевали до утра. К полуночи над зданием парламента стал развеваться белый, с красными крестами флаг национального движения. Через час его водрузили и над зданием госканцелярии. Сюда митингующие зашли так же беспрепятственно, как и в зал заседания парламента - не с оружием, а с красными розами в руках. Митингующие и охрана поздравляли друг друга, целовались и обнимались.

    Через несколько минут президентский кабинет заняли оппозиционеры. Один из лидеров оппозиции Георгий Баранидзе призвал собравшихся к порядку. Разгоряченные оппозиционеры покинули здание госканцелярии.

    На улице они простояли до утра: эмоции подогревались спиртным и обсуждением перспектив дня завтрашнего. События в Тбилиси действительно можно назвать бархатными: в городе не прогремело ни одного выстрела - это при таком накале страстей и массовом сосредоточении эмоциональных грузин на "пятачке" в центре города (в результате "операции" по взятию Дома правительства в больницу доставлены восемь человек, которые получили ушибы и синяки в результате давки у входа в дом). Еще один факт, свидетельствующий о "бархатности", - революция проходила только в центре города, у госканцелярии, на площади Свободы и проспекте Руставели. Жизнь горожан за пределами кордонов и перегораживающих дорогу автобусов была обычной и мирной.

    На следующий день, в воскресенье, госминистр Автандил Джорбенадзе по телевидению обратился к народу: "В Грузии есть президент и легитимный парламент, нужно совместно найти выход из создавшейся ситуации и не допустить краха конституционного порядка в стране".

    Несмотря на то, что после событий в парламенте Шеварднадзе заявил, что все виновные в беспорядках будут наказаны, полиция и военнослужащие покинули площадь. Они находятся неподалеку от продолжающегося митинга - у министерства внутренних дел.

    Оппозиционеры в воскресенье воздали хвалу Господу Богу за то, что не позволил пролить ни одной капли грузинской крови и спас страну от братоубийственной гражданской войны. Затем Михаил Саакашвили призвал в День святого Георгия всех своих сторонников вновь прийти на площадь.

    В воскресенье же состоялись встречи министра иностранных дел России Игоря Иванова с президентом Э. Шеварднадзе и с лидерами оппозиции. Еще в аэропорту Игорь Иванов заявил журналистам, что "Россия не вмешивалась и не собирается вмешиваться во внутренние дела Грузии, но судьба Грузии не безразлична для России. Все процессы, происходящие в стране, должны соответствовать ее конституции". Игорь Иванов вышел также к митингующим, которые зааплодировали ему, когда он пожелал возрождения и процветания Грузии. В Вашингтоне в адрес Грузии употребили выражение "несостоятельная демократия" и выразили обеспокоенность возможной дестабилизацией не только в стране, но и в регионе.

    Дело в том, что еще несколько дней назад глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе заявил, что в случае победы Национального движения он закрывает границы, чтобы сохранить "уголок Грузии". Пока Абашидзе ситуацию в Тбилиси никак не прокомментировал. По телевидению прошла информация, что вооруженные силы Аджарии уже приведены в боевую готовность. Группа российских войск, дислоцированная в Батуми, несет службу в прежнем режиме и, по заявлению командования, вмешиваться в события не собирается.

    В течение дня ситуация в Грузии достигала своего предела несколько раз. Сторонники Саакашвили блокировали здание первого канала телевидения, дабы оставить президента в информационном вакууме. Журналисты проявили солидарность и высказали свой протест. Тогда представители Национального движения стали действовать от противного: заставили государственный канал транслировать репортаж с митинга у Дома правительства.

    К середине дня появилась информация, что в здание тбилисского проправительственного блока "Возрождение" ворвались вооруженные люди, устроили погром и облили дверь бензином, желая устроить поджог. Сотрудники офиса поставили под сомнение мирный характер этой "акции". Как бы в подтверждение этому появилась и другая информация. В Зугдиди оппозиционеры весьма вялым штурмом взяли здание районной администрации. Главный кабинет занял сторонник Национального движения Зураб Абсадзе, который, по его словам, уже приступил к исполнению новых обязанностей: снял со стены портрет Шеварднадзе.

    Днем Михаил Саакашвили вновь призвал на площадь своих сторонников. И ближе к вечеру в центре города собрались около 30-40 тысяч митингующих. Они восторженно встретили министра иностранных дел России Игоря Иванова. Добрососедским российско-грузинским отношениям было сказано громогласное "да!". Лидер Национального движения Михаил Саакашвили, который неоднократно выступал с резкими заявлениями в адрес северного соседа, на этот раз сказал: "Я всегда был самым громким критиком России, но в этом случае я высоко ценю позицию этой страны". Глава МИД России, который встретился и с президентом, и с лидерами оппозиции, обещал журналистам прокомментировать встречи на пресс-конференции.

    Иванов еще до встречи с журналистами сказал, что всегда есть возможность договориться за столом переговоров, и хотелось бы, чтобы ситуация разрешилась в рамках законности и конституции. Нино Бурджанадзе выказала предположение, что диалог президента и оппозиции возможен. Эдуард Шеварднадзе, который находился в своей резиденции в Кцаниси, заявил, что не собирается вести переговоры, пока не будут освобождены здания парламента и госканцелярии. Лидер Национального движения тоже успел сделать заявление: "Оппозиция не собирается вести диалог в форме ультиматума". Михаил Саакашвили вышел к митингующим на площадь и призвал их в 7 часов вечера начать шествие к резиденции президента. Толпа скандирует "Гададгома!" (Уходи!).

    За несколько часов до этого на площадь пришли элитные подразделения спецназа. Военнослужащие оставили оружие и стали рядом с митингующими. Михаил Саакашвили также обьявил, что на сторону оппозиции перешли и внутренние войска. Однако шеф городской полиции Леван Майсурадзе через несколько минут опроверг эту информацию, заявив, что полиция находится вне партий. И служит не кому-нибудь, а народу. Министр обороны Давид Тевзадзе также сделал заявление, что войска будут защищать законность и государственность. От президента не поступало приказа разгонять демонстрацию. Наоборот, президент обратился к представителям силовых структур с указанием не допустить кровопролития.

    посольство

    "РГ" связалась с посольством России в Грузии. Советник посольства Николай Шаулин сообщил:

    - Российское посольство продолжает трудиться в обычном режиме. Естественно, что сейчас мы работаем на обеспечение визита главы российского МИДа Игоря Иванова. Все сотрудники находятся на своих рабочих местах. В связи с обострившейся ситуацией в столице обеспечивается усиленный режим безопасности территории посольства, грузинскими правоохранительными органами выставлены дополнительные посты охраны. Членам семей российских дипломатов рекомендовано без надобности не выходить в город и соблюдать бдительность. Пока ничего негативного вокруг посольства не произошло.

    Поделиться