Новости

Глеб Павловский,
президент Фонда эффективной политики:

- Дальнейшие взаимоотношения России и Соединенных Штатов с Грузией будут всецело зависеть от того, насколько быстро и качественно Грузия преодолеет текущий политический кризис. Сейчас к власти пришли люди, получившие преимущество в условиях, когда в стране господствует улица и отнюдь не прозрачные политические силы. Созданная временная администрация будет управлять страной до следующих выборов, однако уже существуют опасения по поводу их легитимности. Россия, всегда выступавшая в поддержку существующей выборности власти, прикладывает максимально возможные усилия, чтобы добиться сотрудничества со всеми конфликтующими сторонами. Причем сегодня российские и американские интересы примерно совпадают - надо в кратчайшие сроки вывести Грузию из состояния политической неопределенности. Скорее всего, Россия и США будут предпринимать совместные меры, чтобы на Северном Кавказе не образовалась очередная Чечня и не пришла "Аль-Каида". Что касается внешней политики Грузии, то проамериканская позиция Эдуарда Шеварднадзе носила искусственный характер и определялась в большей степени его американскими "партнерами", так называемыми "кадрами холодной войны", которым доставляло удовольствие дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе.

Сергей Караганов,
председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике

- Развитие событий на Северном Кавказе предсказать невозможно. Сегодня Грузия находится только в первой стадии политического кризиса, и остается только надеяться, что сложившаяся ситуация будет преодолена в кратчайшие сроки. В противном случае в стране может начаться процесс распада или полураспада - не стоит забывать, что в состав Грузии входят три фактически независимых республики: Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Естественно, что превращение северокавказского государства в "бесхозную" территорию, куда хлынут террористы всех сортов, не устраивает ни Россию, ни Соединенные Штаты, ни весь остальной Запад. За прошедшие годы мы либо игнорировали, либо наказывали Грузию, толкая ее таким образом в руки Запада. Сейчас нам нужно сделать несколько добрых жестов в отношении соседей, например оказать экономическую помощь. Тогда Россия получит более выгодные позиции при любом будущем президенте Грузии. Если российские власти будут проводить конструктивную внешнюю политику на Северном Кавказе, то в руководстве Грузии станут преобладать дружественные к нам отношения, а проамериканские настроения уменьшаться. Между тем сегодня все стороны заинтересованы в том, чтобы Россия действовала совместно с США в деле преодоления политического кризиса в Грузии.

Сергей Марков,
директор Института политический исследований:

- Вмешательство министра иностранных дел Игоря Иванова приостановило разворачивание гражданской войны в Грузии. Однако угроза полностью не ликвидирована. Грузия сегодня - страна непредсказуемого суверенитета. Президент может быть только один, а на власть претендуют две группировки. При этом обе не признают грузинские автономии и могут решить вопрос с помощью военного вмешательства. В этой ситуации огромную роль играет необходимость вмешательства международного сообщества, которое обязано предотвратить скатывание страны к гражданской войне. Именно поэтому грядущие выборы должны пройти под контролем международных организаций. Если раньше интересы России и США на Северном Кавказе противопоставлялись, то теперь страны должны объединить усилия для преодоления политического кризиса в Грузии. Позиции Владимира Путина и Джорджа Буша представляются явственно - решение кризиса возможно только путем демократических выборов. И надо навязывать нашу волю временному руководству Грузии.

В мире экс-СССР Грузия Независимость Южной Осетии и Абхазии