"Недавно в Государственном Кремлевском дворце состоялся гала-концерт
поэта Александра Шаганова "Ребята с нашего двора". Оказывается, на его
слова песни моей любимой группы "Любэ", знаменитая "Батяня комбат",
которую поет вся страна. Расскажите, пожалуйста, об этом поэте.
Любовь Воропаева, Липецкая область".
Давай за жизнь, давай, брат, до конца
За наш отряд, за каждого бойца,
За всех ребят по стопке боевой
Поднимем, брат, - спасибо, что живой.
Эта песня в исполнении группы "Любэ" сегодня звучит в каждом доме, как и многие другие, созданные творческим дуэтом - поэтом-песенником Александром Шагановым и композитором Игорем Матвиенко.
Александру было 22 года, когда его первые песни зазвучали по радио, телевидению, занимали первые места в хит-парадах. Сегодня их исполняют звезды отечественной эстрады. Недавно вышла его новая книга "Батяня комбат", в которой все от первого лица, все честно. Потому, наверное, его песни любят и поют. Во многом, конечно, благодаря прекрасному певцу и артисту Николаю Расторгуеву.
- Я думаю, что нам всем, в особенности группе "Любэ", очень повезло. В конце 80-х мы встретились с Сашей Шагановым и когда исполнили песню "Атас", нас узнала страна, - рассказывает солист группы "Любэ" Николай Расторгуев. - У Саши Шаганова неимоверное чутье на песню, которая станет поистине народной.
Я встретилась с Александром Шагановым, и вот что он рассказал.
- Говорят, что поем, так и живем. Так ли это?
- Сегодня время очень жесткое, - говорит Александр. - Потому, видно, и песни такие. Мы часто выступаем с концертами в госпиталях, воинских частях. Многие наши ребята, сверстники, сегодня отдают свою жизнь на полях сражений в Чечне. Помню, в реабилитационном центре военного госпиталя в Балашихе на нашем концерте в первых рядах сидели ребята на колясках с ранениями - поражениями ног, за ними - те, кто выздоравливал. Когда мы исполняли песню "Там, за туманами", все встали, даже те, кто был на колясках. Я видел глаза парня, который поднялся на руках и простоял так три минуты, пока звучала песня. Потому что он должен остаться в строю, должен жить, вернуться к своим сверстникам. Для меня этот рядовой нерв нашего времени.
- А поэтом мечтали стать?
- Писать стихи я начал еще в школе, когда сочинял совершенно наивные строчки - небольшие наброски-рассказы про белку, птичку, лес, - рассказывает Александр. - Когда сочинения писал, такие муки творчества испытывал! А в старших классах мой кругозор ограничивался в основном школой и стадионом. Больше времени не оставалось ни на что. Так получилось, что в 15 лет я перенес операцию на мениске, ходил с палочкой и... стал писать стихи. Травма стала для меня почти трагедией - ведь я был капитаном юношеской команды по футболу и мечтал стать настоящим форвардом. А вышло так, что стал писать стихи. К окончанию школы у меня был довольно-таки приличный поэтический багаж. Весь выпускной вечер я в одиночестве прогулял в парке Кусково. Кажется, тогда был влюблен. Думал о жизни, о будущем. Я с радостью расставался со школой, ни о чем не жалел - очень хотелось скорее стать взрослым. На выпускном разрешили выпить по бокалу шампанского, а я себя чувствовал крайне неуютно - костюмчик серого цвета, галстук непритязательный. Но, помню, вышел на сцену и даже прочел собственное стихотворение, что-то о расстоянии и расставании.
- Почему будущий поэт не пошел учиться на литератора, а поступил в Московский электротехнический институт связи?
- В моем роду не было ни художников, ни сочинителей песен. Мне казалось, что нужно получить какую-то внятную, осязаемую профессию. Все-таки творческий человек - это торговля воздухом. Я родился в семье, где папа был рабочим, мама - учительницей, были еще старший брат, младшая сестренка. У меня не было никаких иллюзий, что я смогу поступить в гуманитарный вуз - это было очень сложно. У меня была самая рядовая советская семья. Я даже стихи написал:
Я в рабочей семье народился.
Юных Ленинцев улица звалась.
Этим фактом я очень гордился -
Всей страны моя гордость касалась!
Глядя в нежную даль Первомая,
Я шагал, семилетний оболтус.
Кулачонки от счастья сжимая
За страну, устремленную в космос.
Вскоре я понял, что то, чем я занимаюсь, - мое призвание. Когда-то нужно доказать себе и другим, что ты что-то стоишь. Я убежден, что любое творчество создается на небесах, а мы только проводники стихов, музыки. И порой нужно долго ждать прозрения. Уметь, что называется, домолчаться до стиха. Стихи "Батяня комбат", например, пролежали в письменном столе у Игоря Матвиенко два года... Но потом родилась песня, которую запела вся страна.
После окончания института я работал инженером электросвязи, затем оператором звукозаписи, но вскоре понял, что пора решить, кем все-таки стать - поэтом или инженером? В это время мы вместе с композитором и певцом Дмитрием Маликовым написали песню "До завтра!". А через некоторое время я подслушал разговор в метро, когда прощались влюбленные:
"До завтра!
Прощальных слов не говори"...
Тогда я понял, что получилась хорошая песня.
Творчество - это всегда некая тайна, наитие. И как только эта тайна разгадывается, все рассыпается. Если ты по-настоящему умеешь мечтать, то обязательно все сбудется. Но люди, к сожалению, так устроены, что боятся загадать что-то волшебное. Если не сбудется, то вроде и жизнь не состоялась. Нужно ставить себе какую-то серьезную цель, придумать мечту своей жизни. И она будет тебя вести, помогать.
- Свалившаяся вдруг слава не придавила поэта?
- Я был отчасти подготовлен к "звездной болезни" - защищен теми годами, когда все, что я делал, было никому не нужно: все сочинялось в стол. "Приходите завтра, а лучше никогда", - я это слышал много раз. Поэтому когда пришел успех, я уже знал закулисную сторону многого и спокойнее к этому относился. Удача, успех, признание - это все-таки результат твоего труда и твоих коллег по цеху. Если бы, например, я не встретился с композитором Игорем Матвиенко, солистом группы "Любэ" Колей Расторгуевым, не родились бы и наши песни.
- Чем занимается Александр Шаганов в свободное время?
- У меня родилась дочь Лизонька, и сегодня все мои мысли связаны с ней, с ее воспитанием. Хожу на футбол, люблю встречать гостей у себя дома, бродить по Москве. Двухэтажная милая моему сердцу Москва: Таганка, район Покровки и Бульварное кольцо. Это здорово, когда ты можешь никуда не торопиться, смотреть на мир и улыбаться ему.
В осенней мгле московские бульвары
Учили жизни вместо букваря.
В районе Пушкивсе кафе и бары
Сегодня помнят Саню-стихаря.