26.11.2003 02:50
    Поделиться

    Спецназ нужен в суде

    - Проблема безопасности судей и охрана зданий судов не решена, - считает Юрий Сидоренко. - Служба судебных приставов не в полной мере справляется с этой задачей.

    Он напомнил, что в этом году были убиты двое судей - в Воронежской области и в Дагестане. По одной из версий, служители Фемиды поплатились за свою профессиональную деятельность. Чтобы вершить правосудие было спокойней, в будущем году для охраны судов наймут... семь с половиной тысяч сторожей. Об этом вчера же сообщил генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев.

    Между тем судей уже сегодня охраняют отряды специальных судебных приставов численностью почти в две армейские дивизии. Для исполнения решений судов существуют еще и судебные приставы-исполнители, люди по долгу службы сугубо мирные. Их оружие - ручка и бумага. А те, кто стоят с оружием у дверей судов, - это судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Для чего им оружие? По закону прежде всего для отражения нападения на судей и других участников судебного процесса, а также для защиты граждан и самих судебных приставов, когда их жизнь подвергается опасности. Но нередко силовую поддержку приходится оказывать обычным судебным приставам-исполнителям, идущим на встречу с особо опасными должниками.

    Сейчас служба судебных приставов подчиняется Министерству юстиции. К идее переподчинить ее судейскому Департаменту руководители приставов относятся резко отрицательно.

    - Я думаю, что ничего, кроме дополнительных затрат, эта мера не приведет, - сказал заместитель министра юстиции - главный судебный пристав РФ Аркадий Мельников. - Проблему надо решать кардинально, через выделение дополнительной штатной численности, с тем, чтобы снять все претензии судейского сообщества.

    Первые шаги, по словам Аркадия Мельникова, уже сделаны. В этом году были увеличены штаты приставов-силовиков. Теперь их шестнадцать тысяч человек. Более того, судебные приставы считают, что само название их службы устарело и требуют нового. Минюст предлагает поменять названия "судебный пристав" и "служба судебных приставов" на "государственный пристав" и "служба государственных приставов". По мнению руководства, это не просто формальная смена вывески, а серьезная перемена по сути. Служба судебных приставов мечтает превратиться в самостоятельную правоохранительную структуру, работающую не только на судебную власть. К слову "правоохранительная" вполне уместно будет добавить и определение "силовая".

    - Некоторые из экспертов Совета Европы были шокированы тем, что судебные приставы в России имеют право применять оружие во время принудительного исполнения решения судов, - говорит Аркадий Мельников. - По их мнению, это прерогатива полиции или армии.

    Теоретически у нас точно так же. Органы МВД должны по первому зову бежать на помощь приставам. Но, как правило, они не очень-то торопятся. По крайней мере, такое мнение сложилось у самих судебных приставов. Тревожная получается тенденция: Судебный департамент не может договориться с Минюстом, а Минюст - никак не сработается с МВД. Поэтому каждое ведомство хочет нарастить собственные мускулы в виде какого-нибудь спецназа. Так что вполне возможно, что под крылом Минюста родится еще одна силовая структура.

    - Наша служба уже год является самостоятельным субъектом расследования преступлений по пяти составам Уголовного кодекса РФ, - говорит Аркадий Мельников. - Только за полгода службой судебных приставов возбуждено около шестисот уголовных дел.

    Кроме того, новый Кодекс об административных правонарушениях "повесил" на службу судебных приставов одиннадцать видов правонарушений. Теперь приходится заниматься и ими. В смысле - бороться с ними. В Минюсте уже сетуют, что полномочий у приставов недостаточно.

    - Например, сейчас судебные приставы, несущие службу в судах, лишены права проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, - говорит Главный судебный пристав. - Нельзя приставам, даже при наличии достаточных оснований, производить личный досмотр. Не вправе пристав входить в жилые и иные помещения, при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки в суд. Нами подготовлены соответствующие поправки к законам, чтобы изменить нынешнее положение вещей.

    Идет речь и о том, чтобы наделить службу судебных приставов правом на оперативно-розыскную деятельность. В Минюсте только "за". Специальные розыскные подразделения приставов уже созданы. Проблема в том, что в Законе "Об исполнительном производстве" фактически не прописаны полномочия судебных приставов-исполнителей в процессе проведения розыска. Единственный путь - запросы в соответствующие инстанции, которые могут ответить, а могут - и нет. По словам Мельникова, очень часто все решают личные связи. На самом деле перспективы службы судебных приставов далеко не безоблачны и превратится ли она в суперведомство по раскошеливанию должников, еще вопрос. У них есть и противники. Поэтому часть своего времени и сил некоторым государственным мужам приходится уделять интригам.

    - Меня откровенно тревожат факты неправомерного вмешательства местных и даже государственных властей в процесс исполнительного производства, - говорит Аркадий Мельников. - К сожалению, не все главные приставы субъектов Федерации могут достойно противостоять этим негативным явлениям. Особенно, когда их подталкивают к противоправным действиям даже представители правоохранительных органов, лоббирующие чьи-то конкретные интересы.

    Впрочем, некоторые приставы-исполнители и сами далеко не такие белые и пушистые, как хотят показаться. Лишь четверть из них имеет высшее юридическое образование. Здесь причина банальна - низкие зарплаты, и специалисты просто не идут. А другая категория уже иного порядка: в прошлом году за волокиту и нарушения закона наказаны около двух тысяч приставов. За последние три года лишились должностей пятьдесят процентов всех главных судебных приставов регионов. То есть до идеала еще далеко.

    Вряд ли кто-то будет возражать против того, что все решения суда должны обязательно исполняться. В этом и есть основа правового государства. По большому счету независимость нужна именно суду, а не судебным приставам. В каком ведомстве будут служить люди, исполняющие вердикт - не столь важно, лишь бы решение исполнялось. Но пока идут споры - что да как, какие права дать приставам, кому их подчинить, оптимизма гражданам это не добавляет. Появление службы безопасности еще и при Судебном департаменте приведет лишь к увеличению вооруженных людей в стране. Станет ли от этого государство еще более правовым? Не факт. Поэтому очень бы хотелось, чтобы ветви власти научились договариваться друг с другом и работать в одной обойме.

    Поделиться