Корреспондент "РГ" попросил прокомментировать это решение директора государственного издательства "Просвещение" Александра КОНДАКОВА.
- Можно ли сказать, что передел рынка учебников после принятия этого решения завершился?
- Я бы так не сказал. Но прямое и неприкрытое лоббирование чиновниками тех или иных учебников будет теперь затруднено. Восторжествовал рыночный механизм - в противовес чиновничьему произволу. Ведь ни для кого не секрет, что Федеральный экспертный совет так и не смог стать препятствием для проникновения в школу негодных учебников. Даже когда ФЭС говорил "нет", некоторые чиновники, обладавшие правом последней подписи, говорили "да", и учебник все равно ложился на парту.
- Что будет с учебниками, которые поставлялись в школу бесплатно различными зарубежными фондами?
- Я считаю, что дело издательств - разрабатывать учебники и мультимедийные продукты, а уже дело государства - решать, какие из них оно закупит для образовательных учреждений. Государство должно не вторгаться в деятельность рынка, а контролировать качество образования.
- В какой форме?
- Это должен быть гриф Федерального экспертного совета "рекомендовано" или "допущено" Министерством образования.
- Сколько учебников останется в Федеральном перечне?
- Рекомендованных учебников будет 800-900. А за счет допущенных учебников перечень расширится до полутора тысяч наименований.
- Все равно много. Учебники по крайней мере, надо купить, чтобы выбрать лучший. Где взять деньги?
- Проблема серьезная. При средней цене 35-40 рублей некоторые учебники продаются по 85-100. Решение о закупке по завышенным ценам принимают органы управления образованием субъектов Федерации. Министерство образования должно принять меры, чтобы минимизировать цены на образовательную продукцию.
- Каким образом?
- Можно просчитать себестоимость учебников и выставить шкалу ограничителей для тех недобросовестных издательств, которые получают сверхприбыли на том, что наши дети сегодня не имеют учебной литературы.
- Как бороться с контрафактными тиражами?
- Это дело каждого издательства. Мы накрыли недавно в Санкт-Петербурге большие контрафактные тиражи нашей учебной литературы, которые выпускала типография "Техническая книга". Возбуждено уголовное дело.
- Сколько останется издательств на рынке учебной литературы?
- Около шестидесяти.
- Кто выиграет от вчерашнего решения?
- Выиграет закон, система образования. Теперь победят те учебники, которые выберут не чиновники, а учителя. Это решение в интересах издательств, которые работают, а не просто лоббируют свои интересы через чиновников.
- Не приведет ли это к тому, что коррупция переместится на региональный уровень?
- Будем надеяться, что этого не произойдет.