- Марк Анатольевич, как вы думаете, почему молодые люди не желают идти голосовать?
- А вы спросите - почему старики не хотят ходить на выборы? Я, например, тоже не очень верю...
- Чему не верите? Мои друзья пытаются убедить меня в том, что выборы - дело бесполезное. Что в стране ничего не изменится от того, что они отдадут свой голос за ту или иную партию.
- И я иногда так считаю. Я, например, не поклонник Ходорковского, у меня нет денег в банке. Но меня безумно напугало заявление прокурора Колесникова о том, что он засадил бы этого Ходорковского на некоторое время. Он не имеет права этого говорить до суда. Он ведь государственная фигура. Но он это сказал, и ему сошло с рук. Никто из тех людей, которые могли бы его щелкнуть по носу за это, не обратил внимания. Из всего этого я делаю вывод, что у нас нет никакой декоммунизации. Потому что это чисто по-коммунистически. А раз так происходит, то мне дальше уже неинтересно. Я хочу, чтобы страна была похожа на страну, а у нас пока какая-то банановая республика.
- Но разве выборы - это не та самая возможность, которая позволила бы стране стать страной?
- Я не хочу, чтобы мной манипулировали, а это будет неизбежно. Я это чувствую. Понимаете, мне на самом деле хочется, чтобы люди ходили на выборы, но для этого они должны почувствовать себя гражданами. А раз в стране происходит то, что происходит... Один президент устанавливает одни правила игры. И мы все понимаем, что играем в шахматы. Но приходят другие люди и говорят: это были не шахматы, а домино.
- А как вы думаете, может быть, нашим политикам как-то по-другому стоит говорить с молодым поколением, чтобы привлечь его к выборам? Может быть, стоит попробовать говорить на понятном им языке?
- Вы знаете, я не могу говорить о всей молодежи. Ведь вы говорите о московской, о питерской молодежи, и не знаете, что в селе под Саратовом происходит. Например, я считаю недопустимым, что солдат заставляют голосовать за назначенную начальником кандидатуру, это уже не свободные выборы. Или если какой-то председатель сельпо указывает, за кого голосовать. Когда это закончится, тогда люди начнут голосовать по-другому. Но обратите внимание, так происходит во всем мире. А почему?
Во-первых, участвуют деньги. И политики с нами заигрались. Как-то один раз я видел Жириновского в других обстоятельствах. Это было собрание юристов, которые окончили МГУ. Он был такой комильфо, если бы я не знал, что он делал, я был бы просто очарован. А недавно я видел его омерзительное скандальное выступление и не могу поверить, что это был один и тот же человек. Поэтому где они играют в игру, а где говорят правду, мне непонятно, да и неинтересно уже.
- А что вы думаете о новом поколении?
- Я могу только повторить вслед за Пушкиным "здравствуй, племя младое, незнакомое". Оно незнакомое для нас. Они другие. И они мне нравятся. Но я общаюсь с молодежью интеллектуальной. Они свободны, у них, слава Богу, нет непогрешимых авторитетов.
- Как вы считаете, что должны сделать общество и СМИ, чтобы изменить отношение людей к выборам?
- У меня были знакомые люди из верхов, так вот там - сейчас все узнали слово "электорат" - раньше говорили "население". Народ у нас, наверное, еще долго не станет народом, а будет населением. Но когда это случится, тогда все будут ходить на выборы - и молодые, и старые.