14-летняя Катя Добрякова с 1998 года жила в Калининграде в детском доме "Факел". На ее сберкнижку поступали деньги, вырученные от аренды квартиры девочки, а также пенсия по случаю потери кормильца. Недостачу приличной суммы денег на книжке обнаружили опекуны Кати, решившие забрать ее из детского дома.
- Сберегательную книжку мы сразу даже забрать не смогли, - рассказывает опекун девочки Елена Базанова. - То руководства нет - выдать не могут, то еще какие-то причины. Только после того как мой муж сходил и пожаловался главе администрации, мы ее получили.
По словам начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних облпрокуратуры Анатолия Плугатыря, общая сумма недостачи из имеющихся 57 тысяч составила более 15 тысяч рублей, без учета набежавших процентов. Часть пропавшей суммы потрачена якобы на одежду и другие нужды девочки (хотя она, как сирота, находится на полном обеспечении государства). На что ушли остальные деньги, сейчас выясняет прокуратура.
- В "расходах" даже указываются 50 рублей "на покупку букета ко Дню учителя", - рассказал Анатолий Плугатырь. - Кстати, в ходе проверки мы обнаружили, что многие воспитанники-сироты из этого детского дома с 1998 года не получают пенсии по потере кормильца. В отношении директора учреждения сейчас возбуждено уголовное дело.
Серьезнее пострадал взрослый, но тоже практически беспомощный человек - Анатолий Старостин, пациент Громовского психоневрологического интерната в Славском районе. Его дочь, оформляя опекунство на отца, узнала, что его квартира в Балтийском районе областного центра продана за 2 тысячи долларов. Сначала она обратилась в прокуратуру Славска, но там никаких нарушений в совершенной сделке купли-продажи не усмотрели. Хотя рыночная цена проданной квартиры - как минимум 15-16 тысяч долларов. Женщина написала жалобу уполномоченному по правам человека в Калининградской области Ирине Вершининой, а та, в свою очередь, обратилась в областную прокуратуру с просьбой провести расследование. Сейчас, по словам прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Ирины Рощиной, в Балтийский районный суд подан иск от прокуратуры о признании совершенной сделки купли-продажи жилья незаконной и ее расторжении. Кроме того, представителями правопорядка было возбуждено уголовное дело. Правда, кто и по какой статье УК будет привлечен к ответственности, Ирина Рощина не уточнила, сославшись на проводимое следствие. Но добавила, что прокуратура области собирается провести ряд проверок подобных учреждений.
Общее в этих двух случаях то, что пострадали безответные люди, зависящие от руководства учреждения, органов опеки и попечительства и районных администраций. Хорошо, что за этих двоих было кому заступиться. А как пресечь возможные злоупотребления в отношении их товарищей по несчастью?
- Мы подготовили ряд обращений к губернатору, депутатам областной Думы, главам администраций, - говорит Ирина Вершинина. - Ужесточение контроля за деятельностью органов опеки и попечительства возможно при принятии соответствующего областного закона. Это должна быть независимая служба, не входящая в структуру отделов образования, с достаточным количеством сотрудников в штате.
- Сейчас на одного инспектора в районных органах опеки и попечительства может приходиться до 300 детей, - поддержал уполномоченного Анатолий Плугатырь. - Пока ситуация с кадрами останется прежней - различного рода нарушений избежать будет трудно.