29.11.2003 04:00
    Поделиться

    Кодекс за Волочкову

    Восстановление балерины на работе не связано с ее творческой формой - просто ее уволили с нарушениями закона

    Но когда речь заходит о творчестве и творческих профессиях, тут нормы и параграфы трудового права зачастую начинают пробуксовывать или, точнее, каждая сторона понимает и пытается толковать их по-своему.

    И это не беда последнего, нового Трудового кодекса. Противоречия эти были всегда - и при старом советском КЗоТе и при царе-горохе. Если бы талант всегда клал на лопатки посредственность, если бы оценка профессионализма творческой личности могла бы быть строго объективной, не было бы старого как мир понятия "фаворит" и "фаворитка". Не было бы закулисной борьбы и интриг, привычных для многих творческих коллективов.

    Что же касается истории с Анастасией Волочковой, суд восстановил ее на работе не потому, что администрация Большого театра нарушила процедуру увольнения. Решение суда говорит об одном: совершенно очевидно, что нарушен закон.

    - Никакого отношения к оценке Волочковой как балерины происшедшее не имеет, - заявил "Российской газете" замминистра труда и социального развития, главный трудовой инспектор России Владимир Варов. - Налицо грубейшее нарушение администрацией театра положений трудового законодательства о порядке и сроках расторжения трудового договора с работником. И еще одно замечание. Хотелось бы, чтобы в любых ситуациях, любых конфликтах люди соблюдали элементарные нормы приличия и взаимоуважения. Тем более когда дискуссия разворачивается в таких вроде "культурных" организациях, как театры и СМИ. Мне кажется, что многие "комментарии" по поводу конфликта в Большом театре как раз далеки от норм этики, а их авторы подменяют подчас аргументы оскорбительными выпадами.

    Все возможности расстаться с примой, не нарушая закона, у руководства Большого театра были, поясняет Варов. Ее срочный трудовой договор истекал 30 июня, и если руководители решили, что прима Большому уже не нужна, они должны были ее предупредить хотя бы за три дня до этой даты, что не намерены его продлевать.

    Этого требует часть 1 статьи 79 ТК России. Но Волочкову не только не предупредили, но даже выплатили ей зарплату за август. А раз так, то опять-таки в соответствии с трудовым законом (часть 4 статьи 58 ТК) срочный договор "автоматом" становится бессрочным. И теперь уже неугодного работника администрация может уволить лишь на "общих основаниях".

    Вот почему, когда разгорелся конфликт, администрация и не могла не нарушить закон - ну нет у нее "общих оснований" для увольнения Волочковой! Не пьет на рабочем месте, не опаздывает на спектакли, не нарушает технику безопасности...

    Ну а если серьезно, механизмы решения, в числе прочих, и творческих вопросов в трудовом законе тоже имеются. Если возникают претензии к потенциалу артиста - пожалуйста, создавайте аттестационную комиссию, проводите творческий конкурс.

    Собственно, новое трудовое законодательство заметно расширило права обеих сторон, допустив прием творческих сотрудников на работу с четко оговоренным сроком, по истечении которого обе стороны решают, продолжать сотрудничество или разойтись. Масса антрепризных проектов в театральном мире работают именно по этому принципу. Плюсы и минусы (когда речь идет о стационарных театрах) есть для обеих сторон: ведь не только артист может лишиться работы, когда контракт закончится, но и театр легко упустит звезду, если не предложит ей приемлемых условий по договору.

    Правда, эта норма ТК не распространяется на старых сотрудников, оформленных на "постоянную" работу. Уступка эта в пользу работника при написании кодекса была сделана его авторами сознательно: ведь, как ни крути, работник все равно изначально слабее в противостоянии с работодателем. И так же понятно, что даже совершенно замечательная актриса или актер могут оказаться не у дел только потому, что не устраивают режиссера, худрука или администратора по каким-то критериям, весьма далеким от профессии. История нашей страны, как и Большого, знает множество таких примеров.

    Противостояние работодатель - работник, боюсь, не исчезнет никогда, сколько бы мы ни правили и ни шлифовали трудовой закон. Противоречия между ними неизбежны. К слову, сейчас в Госдуму поступила очередная "порция" из доброй сотни поправок к ТК, и это нормально. Нам необходимо время, чтобы свыкнуться с тем, что наша работоспособность, профессионализм и талант (если таковой имеется), - находятся в поле оценки работодателя.

    Пока этого многие, к сожалению, не понимают. Вспоминается звонок из того же Большого. Артистка оркестра пожаловалась, что ей предстоит идти на творческий конкурс. "Ну и что же здесь плохого?" - я не поняла сути жалобы. А она не поняла моего непонимания: "Я отработала в театре 25 лет, и теперь должна доказывать, что не хуже мальчиков, только что закончивших консерваторию". Посочувствовать ей можно. Помочь, к сожалению, может только суд. Но только в том случае, если нарушен закон.

    Поделиться