Записки подростка

На каникулах я снова побывал в гостях у бабушки Елизаветы Федоровны Поповой. Живет она в селе Годуново Владимирской области.

В комнатах все вещи - еще с советской эпохи: советский стол, стулья, сервант, диван-кровать, черно-белый телевизор "Рекорд" (чинили его уже не раз, но жив "моргалка"), советский телефон, в рамках фотографии советских времен: дедушка и бабушка молодые, дети, дедушка с районной Доски почета... В креслах обычно спят коты, а бабушка ютится на табуретке, сгонять их не хочет - жалко.

По телевизору она любит посмотреть какой-нибудь мексиканский сериал. Хотя, надо сказать, окунаться в мыльные оперы у нее времени нет. До сих пор она держит козу с козленком, двух псов, трех кошек, 10 кур и вечно плодящихся (поэтому их точное количество не знает никто) кроликов.

В земле ковыряться бабушка особо не любит. А вот животных она просто обожает. Говорит, что, если бы не война, она бы обязательно пошла учиться на ветеринара. Скотина помогает многим пенсионерам просто выжить. Вот сегодня я спросил у бабушки, хватает ли ей пенсии на то, чтобы прожить без особых проблем. Получился достаточно интересный разговор. Попытаюсь воспроизвести его на бумаге.

"Конечно, хватает, - говорит бабушка, - вот козлика забью - мясо свое будет, сэкономлю. Потом кроликов продам, хоть 500 рублей да получу. Папа твой поможет, младший сын поможет..." - "А вообще сколько ты пенсии получаешь?" - "Да 1800..." - "А если без кроликов и папиной помощи - хватило бы?" - "Да нет, конечно. За баллон газовый платим 200 рубликов или вот проблема - дрова: за 4 кубометра 1200 выложи! А хлеб-то, хлеб-то уже 8 рублей буханка..." - тут бабушка начала перечислять цены на разные товары, и я отметил, что некоторые из них дороже, чем в Москве!

Конечно, тяжело найти хоть какую-то логику в мире денег. Но люди вкалывали в войну на лесоповале за идею, за великую идею победить дикого врага. Валили деревья, обрубали сучья, пилили бревна, вывозили из леса на лошадях. И все это делали 15-летние девчонки, среди них была моя бабушка. В 15 с половиной она уже водила трактор. А в 18 работала на фабрике. Потом всю жизнь посвятила колхозу... И теперь за все эти труды праведные ей определили аж 1800 рублей! Смешно... За газовый баллон старики платят 200 рублей - так же, как и все, хотя, я думаю, могли бы для тех, кто в 15 лет на лесоповалах надрывался, сделать скидку 50%. А дрова? Дрова - это вообще больное место для всех деревенских пенсионеров. Вроде выписать 4 кубометра в лесничестве стоит недорого - 200 рублей. Но 200 рублей стоят сами деревья, как говорит бабушка, на корню, а валить их, тащить из леса, распиливать - дело самих пенсионеров. Вот и получается, что за спиливание и доставку приходится доплачивать еще 1000. А колоть потом чурки? Надо искать кого-то и платить еще 200 рублей. Итого за тракторную тележку дров надо отдать 1400 рублей! А если в этот же месяц еще и газ купить надо? Что же это получается? Остается старому человеку 200 рублей на месяц... Как прожить на них?!

Заставляет наше Правительство бабок и дедов работать. Заставляет копать огороды, держать скот, выкладываться чуть ли не как в молодости на лесоповале, а иначе не выживешь...

Конечно, это еще не все проблемы стариков. "Не в деньгах счастье", - говорят они. Но нигде найти его не могут. Вот, например, бабушка рассказывает, что раньше они выписывали 3-4 газеты и журналы: "Вокруг света", "Пионер" - для детей, для себя - "Здоровье", для дедушки - "Агитатор", "Новый мир". Теперь это невозможно.

Но самое страшное для стариков - это не маленькие пенсии, не отсутствие газет, не плохое здравоохранение. Самое страшное для них - смотреть, как рушится главное дело всей их жизни, на которое они положили лучшие годы, свято веря, что детям и внукам будет хорошо. Мне жаль их, я глубоко скорблю по их неуютной жизни даже в старости. Но что-то подсказывает мне, что это было великое поколение.