02.12.2003 02:20
Поделиться

Бесконфликтный бюджет

С одной стороны, по мере приближения очередных выборов чувствовалось, что депутатов все больше занимают не столько глобальные проблемы, сколько их собственная судьба. С другой, сказалось расчетливая стратегия партии власти, привлекшей потенциальных оппонентов к работе над проектом уже на начальных ее стадиях (вспомните хотя бы так называемые нулевые чтения Минфина), а затем цепко, на грани фола оборонявшей наработанный вариант. В итоге проект, утвержденный Правительством и переживший четыре чтения в Думе, был подвергнут минимальным корректировкам.

Как и планировалось первоначально, расходы бюджета в будущем году составят 2,65 триллиона рублей, доходы - 2,74 триллиона. Объем ВВП достигнет 15,3 триллионов рублей. При этом предполагается, что курс рубля к доллару будет держаться на уровне 31,3-31,7; инфляция не превысит 10 процентов. Цена нефти запланирована в районе 22 долларов за баррель.

В постатейной разбивке на сей раз выделен ясный приоритет. Это оборонный комплекс - он получит 411,4 миллиарда рублей. На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства будет направлено 310,5 миллиарда, социальную политику - 161,1, образование - 117,7 миллиарда рублей.

По-видимому, именно этим - резким ростом расходов на силовой блок - объясняет тот факт, что впервые в проекте закона о бюджете был раскрыт ряд секретных статей, в частности касающихся финансирования оборонных программ, а также приложений, связанных с зарубежными долгами нашей стране. Как говорится, вы нам - прозрачность, мы вам - деньги. Причем сделано это было уже в процессе подготовки бюджета к четвертому чтению, традиционно считающегося техническим.

По мнению Минфина, главная новация бюджета - создание стабилизационного фонда, закон о котором Дума приняла в тот же день, также в третьем чтении. "Теперь можно спокойно сказать, что Россия обеспечила себе страховку от возможного дефолта", - заявил по этому поводу глава Минфина Алексей Кудрин.

По закону стабилизационным фондом признается часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой (20 долларов за баррель марки Urals). Накопленная сумма может использоваться для финансирования дефицита бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой или для иных целей, когда стабилизационный фонд превысит 500 миллиардов рублей. По бюджету - 2004 профицитные 83,4 миллиарда рублей прямиком будут направлены в стабилизационный фонд.

Вторая важная особенность бюджета, по словам Кудрина, снижение налоговой нагрузки. Предполагается упразднить пятипроцентный налог с продаж и снизить с 20 до 18 процентов НДС. Это, конечно, не революция, подобная введению плоской 13-процентной шкалы подоходного налога на физических лиц, но некоторые послабления перерабатывающим предприятиям гарантирует.

Сбалансированность региональных бюджетов Кудрин считает третьим достоинством бюджета-2004. Причем, как подчеркивают в Минфине, серьезных проблем не будет даже в тех субъектах Федерации, где на выплату зарплаты идет 40-50 процентов собственных доходов.

Как известно, межбюджетные отношения обострятся в будущем году в связи с отменой налога с продаж - а это 62 миллиарда рублей, полностью зачисляемых в территориальную казну. Минфин продумал, как компенсировать изъятие, передав из федерального бюджета в региональные часть налога по упрощенной схеме, вмененного налога, налога на прибыль и акциза на алкогольную продукцию. Суммарно компенсация даже превышает объем выпадающих доходов. Но это в целом, а по отдельным регионам картина крайне пестрая, и территорий, где свести концы с концами будет непросто, предостаточно. Видимо, пониманием этого обстоятельства объясняется поправка, которая появилась при рассмотрении закона в третьем чтении. Половина из 60-процентной доли региональных поступлений от акцизов на ГСМ будет перечисляться теперь на федеральный уровень и перераспределяться между территориями в зависимости от количества зарегистрированного в них автотранспорта и протяженности дорог. Другой поправкой отсрочен на семь месяцев возврат задолженности регионов по бюджетным ссудам, имеющимся на 1 января 2004 года. Отныне выдаваться такие ссуды будут только тогда, когда регионы возьмут на себя обязательства по ликвидации долгов по зарплате бюджетникам и оплате коммунальных услуг.

Естественно, бюджет не решил и не мог решить всех проблем. Как считают специалисты Института экономики РАН, затраты федерального бюджета и на сей раз не обеспечат выполнения государством всех своих функций. Мягко говоря, не впечатляет социальная политика (бюджетникам, например, не обещано никаких прибавок, они снова начнут беднеть в унисон с инфляцией). Не удается ослабить зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры (хотя в пояснительной записке к проекту бюджета такая задача ставится). Насмешливая деталь: едва приняли закон о бюджете, как Кудрин заявил, что в середине будущего года из-за неясной ситуации с долларом параметры документа могут быть пересмотрены. При таких-то внешних долгах оно не мудрено. Впрочем, успокоил министр, "ближайшие полгода мы можем пожить спокойно, ничего не меняя".