Официально названная Комиссией при Президенте по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления группа под руководством Козака займется дальнейшим разграничением полномочий и предметов ведения между федеральной и местной властью, устранением избыточных функций государственных органов и структур МСУ. К участию в работе привлечены также полпреды Президента в округах.
Закон принят - да здравствуют поправки! Лозунг в полной мере относится к новой редакции Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого и отложенного до 1 января 2006 г. в ожидании поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам. Общественные дискуссии продолжаются в полном соответствии с национальной традицией: сначала официальная часть, потом - дискотека, а дальше - разбор полетов и оргвыводы.
Официоз благополучно, хоть и после яростных дискуссий, завершился. Владимир Путин, выступая недавно на Конгрессе муниципальных образований, пообещал главам МО, что все рациональные предложения с мест будут учтены. Правда, глава государства заверил, что если местные власти доведут свои поселения "до цугундера", то их все равно будут "снимать сверху, пока снизу на вилы не подняли". Но это мало кого напугало.
Органов местного самоуправления, которые по Конституции призваны быть оппонентами и общественными контролерами госвертикали, в России вообще не слишком много: МСУ существует примерно в каждой десятой административно-территориальной единице России. Нынешний закон пытается приблизить Россию к евростандарту: в Старом Свете местная власть - основа основ, атрибут и индикатор демократии.
По поручению Президента вопросами полномочий, бюджетов и принципов организации местной власти занялась соответствующая комиссия в Белом доме под руководством вице-премьера Владимира Яковлева. В минувшую пятницу она уже приступила к работе, о чем "РГ" сообщил глава Конгресса муниципальных образований РФ Олег Сысуев. "Как раз туда сейчас и еду", - пояснил он, покидая вскоре после открытия международную конференцию "Децентрализация и развитие местного самоуправления", проходившую в подмосковном Виноградово. Соорганизаторами конференции выступили российский Институт экономики города и американский Urban Institute. Участники представляли два десятка стран дальнего и ближнего зарубежья. Подробно обсуждались все без исключения аспекты местного самоуправления - от передела финансовых полномочий между МО и регионами - субъектами Федерации до практических примеров того, как надо и не надо оказывать населению услуги ЖКХ, образования, соцзащиты и всего прочего, что отнесено к муниципальной компетенции. Большого оптимизма по поводу МСУ российские участники не высказывали. По словам того же Сысуева, оно в России пока что "фактически не состоялось". Более 90% муниципальных образований - на государственной дотации, а губернаторы и мэры никоим образом не заинтересованы в том, чтобы делить с конкурентами права и средства. Сейчас он, конечно, не разделяет "понимания МСУ как примитивной системы управления", когда на все высокие гражданско-демократические идеалы плевать: есть горячая вода - хорошее на местах самоуправление, Шойгу спасать приехал - плохое. Развитие МСУ как системы демократического управления Сысуев называет "путем государства к успеху". Но в беседе с корреспондентом "РГ" высказывался менее радужно: "Я знаю большое количество людей в руководстве государства, которые считают, что для нашей дубовой России путь развития местной инициативы совершенно неверный. Нельзя нашему пьяному народу передать такую ответственность. Я не то чтобы их осуждаю, просто такая идея имеет место быть. Мы сами иногда не очень хорошо думаем о согражданах, когда встречаемся с хамством на улицах, с тем, что население маргинализируется во всех городах и весях: боимся, что все разворуют. Но все-таки я уверен: надо раздать людям ответственность за себя, тогда они научатся жить соответственно". Сысуев привел в пример опыт Лондона. При Тэтчер там ликвидировали и пост мэра, и городской совет. Сейчас вернули. На уровне жизни среднего лондонца смена вех никак не отразилась. "Там в крови ответственность за себя и за то место, где ты живешь. Все это воспитано местным сообществом, развитием местной инициативы". Тезис несколько противоречил предыдущим пассажам, но не больше, чем сама идея "децентрализации власти" - эпохе строительства разнообразных "вертикалей".
Иностранные докладчики слегка напоминали инопланетян. Кэти Браун, бывший мэр американского Ливермора, деловито докладывала, как силами местной власти 78-тысячный калифорнийский город, где расположены два ядерных центра, удалось вывести из экономического кризиса. "Гражданам было предложено самим решить, следует ли им платить новый налог, чтобы у них появились новые дороги. За это решение было отдано 66% голосов на референдуме", - повествовала решительная Кэти. И добавляла, что этот самый налог ливерморцы платили "с гордостью" за то, что сами себе помогли.
Нашим участникам был более близок и понятен доклад представителя Минфина Алексея Лаврова, из которого явствовало, что "степень автономии местных бюджетов сейчас близка к нулю", и еще только предстоит понять, из каких налоговых колодцев нацедить те 560 миллиардов рублей новых расходов, которые возлагает на них новый закон.
А киргизские коллеги в кулуарах невесело усмехались: нам бы ваши российские заботы. У них муниципалы беднее степных тушканчиков и полностью зависят от районных щедрот. А для собственных нужд попробуй взыщи хоть с кого-то "местный налог", например, на содержание собак или на разведение цветов - особенно в селах. Сысуев, правда, узрел парадоксальный путь триумфального развития "непопулярной идеи МСУ": для этого за нее должен взяться самый популярный в стране человек - Президент. Тем более что Путин уже заявил о намерении своим указом возобновить в Кремле работу знаменитой комиссии Козака (самого "отца реформы МСУ" Сысуев с трибуны и в кулуарах отчаянно хвалил за "честность и иногда мужество" в работе). На вопрос "РГ", какие глубинные причины могут заставить главу государства вплотную заняться на редкость безнадежным делом, глава Конгресса МО ответил с долей пафоса: "Глубинный стимул - процветание страны. Я думаю, что Президент намерен вести страну в европейском направлении. А в Европе нет ни одного государства, ни одной демократии, где бы процветание было бы достигнуто иначе".
Ложку дегтя в этот мед пролила в беседе с "РГ" руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода Ирина Стародубровская, известная своими практическими исследованиями МСУ в разных регионах России. С пафосом предшественника она согласилась, только добавила: есть у закона два подводных камня - возможные конфликты из-за передела территории и собственности и безмерное разрастание управленческих аппаратов органов МСУ. А главное, для того, чтобы власть на местах действительно появилась, нужны не только формальные возможности, но и желание жителей в МСУ участвовать. Они же далеко не всегда этого хотят, о чем хронически забывают авторы законов и члены комиссий.