02.12.2003 01:00
Поделиться

Под знаком фирмы

К счастью, рынок сувениров не ограничивается Арбатом. Если турист не ленив, то он вполне может обзавестить вполне добротным сувениром в одном из многочисленных художественных салонов.

Речь, однако, пойдет не о туристических трофеях. Сегодня сувениры в России, как и в других развитых странах, все в большей степени становятся элементами корпоративной культуры. А тут уж ни матрешки, ни балалайки не котируются. Корпорации специально заказывают сувениры как для собственных сотрудников, так и для потенциальных клиентов и деловых партнеров. Одной из наиболее популярных и удобных форм выбора корпоративных сувениров стали интернет-каталоги.

Сейчас в России действуют множество рекламных агентств и компаний, которые предлагают потребителям самую разнообразную сувенирную продукцию. Однако, по мнению большинства специалистов, говорить об окончательно сформировавшемся рынке пока рано: он все еще активно растет. По данным экспертов, которые приводит в своем обзоре этого сектора рынка агентство "РосБизнесКонсалтинг", на сегодня на российском рынке рекламно-сувенирной продукции насчитывается более 2 тысяч компаний. При этом около 600 из них являются специализированными. Но действительно крупных компаний, которые профессионально занимались бы рекламно-сувенирной продукцией, в России пока мало, хотя российский сувенирный рынок считается одним из наиболее динамично развивающихся в мире.

Все компании, работающие на рынке рекламно-сувенирной продукции, можно условно разделить на несколько категорий. При этом классификация может быть самой разнообразной, например: по типу предлагаемых предметов (канцтовары, текстиль, керамика и стекло, электроника, календари, полиграфия, часы...), по стоимости, по объему капитала и т.д.

Для того чтобы наладить сувенирный бизнес, необязательно организовывать сложное производство, ведь предложение рекламно-сувенирной продукции, скажем наладить выпуск собственных часов или маек, - все это можно покупать на стороне. А вот разработать корпоративный стиль для этих предметов, сделать так, чтобы они стали лицом фирмы, - задача рекламистов.

Рентабельность компаний, работающих на рынке сувениров, может колебаться от 15 до 50 процентов, однако в последнее время проявляется тенденция снижения нормы прибыли, что обусловлено усилением конкуренции. Это характерно для всех развивающихся рынков.

Главное, что мешает развитию рекламно-сувенирного бизнеса, - недостатки в налоговой и внешнеторговой политике. Многие компании заказывают сувениры за рубежом, а потом уже наносят на них элементы корпоративного стиля.

По данным аналитиков, исследующих рекламный рынок, около 80 процентов предметов для сувенирной продукции изготавливается за пределами РФ. При этом большая часть из них произведена в азиатских странах. Там, конечно, все дешевле, потому что дешева рабочая сила, а тиражи продукции огромны. Однако нужно учитывать, что качество азиатского товара, как правило, оставляет желать лучшего. А европейские производители, как правило, занимаются наиболее высокотехнологичными и дорогими предметами.

Сегодня у многих российских компаний уже закончился период первоначального накопления капитала, и теперь они стремятся наладить собственное производство в России. Если раньше импорт составлял около 90 процентов от суммарного объема рынка, то теперь наблюдается тенденция к снижению доли импорта. Агентство "РосБизнесКонсалтинг" приводит такой пример: полиэтиленовые пакеты еще пять лет назад в России просто не умели делать, их покупали в Турции, Германии, Италии. Сегодня же почти 100 процентов потребляемых в России пакетов производится внутри страны.

Эксперты считают, что развитие рынка рекламно-сувенирной продукции зависит в первую очередь от притока в Россию иностранных инвестиций, так как сувенирная продукция - это традиция прежде всего западного менеджмента. А стало быть, чем больше западных компаний открывает у нас свои представительства, тем более востребована становится сувенирная продукция.

Корпоративная культура предполагает, что продумано все до мелочей. Все предметы, которыми пользуются сотрудники, обязательно должны иметь логотип. Он может быть размещен на обивке стульев, на ковриках для компьютерных мышек. При этом если вещь качественная, если она облегчает выполнение служебных обязанностей, то логотип будет работать даже на подсознательном уровне: "Фирма заботится обо мне".

Если работа связана с разъездами, как, например, у рекламных и страховых агентов, коммивояжеров, то служащих имеет смысл обеспечить портфелями, сумками с четким логотипом. Если вещи добротные, удобные, ими обязательно будут пользоваться, что также положительно скажется на имидже компании.

Корпоративная культура предполагает создание особого настроя. Некоторые компании заказывают в свои офисы не только фирменные кружки и блокноты, но и конфеты, шоколадки, сахар в пакетиках со своим логотипом. С одной стороны, это приятно сотрудникам фирмы, а с другой - позволяет укрепить ее положительный имидж, когда во время переговоров гостям предлагают чай в корпоративном стиле.

Однако следует отметить, что в "сувенирке" в отличие от чисто рекламного рынка больше присутствует момент творчества, так как преподнесение сувенира чаще становится актом внимания, особенностью корпоративного стиля компании, сувенир больше работает на имидж клиента, а не на объемы продаж.

К сожалению, пока при формировании рекламных бюджетов большинство компаний в первую очередь обращают внимание на средства массовой информации, а сувенирной продукции уделяют недостаточно внимания. А ведь она, как считают западные специалисты, которые на рекламе "собаку съели", воздействует на потребителя дольше и зачастую эффективнее. Рекламный ролик, прокрученный по телевизору, если это не шедевр рекламного искусства, забудется уже на следующий день. А часы с логотипом будут все время перед глазами клиента.