На вопросы отвечает министр образования РФ Владимир Филиппов
"О том, что с нашим средним образованием творится что-то не то, я сужу по такому факту: полкласса, в котором учится мой сын, ушло в экстернат. Даже учителя признают, что когда начинается мощная подготовка к вступительным экзаменам в вуз, уже не до школьной физкультуры, литературы и других "ненужных" предметов. Потому что физически осилить подготовительные курсы и школу одновременно невозможно. Кто вовремя подсуетился и выбрал себе экстернат попроще, живет нормально. А остальные делают уроки по ночам. Мой вопрос: при поступлении полноценные аттестаты и аттестаты экстерната ценятся одинаково?"
Котец Всеволод, Новосибирск.
- С моей точки зрения, в этом вопросе звучит призыв скорее реализовать главные направления модернизации школьного образования. И прежде всего так повысить его качество, чтобы не нужно было прибегать к помощи всяческих курсов, репетиторов, к дополнительным занятиям. В частности, это можно сделать, введя в школах профильное обучение. Рассчитываем, что с сентября 2006 года дети в 10-11-х классах смогут сконцентрироваться для углубленного обучения на четырех-пяти предметах, а остальные уроки будут рассчитаны на базовый уровень знаний, и учителя не будут требовать от школьников ненужных подробностей, изучение которых отнимает уйму времени. Вот тогда необходимость уходить из школы и с помощью дорогостоящих репетиторов готовиться к поступлению в вуз отпадет сама собой. С другой стороны, действительно существует проблема физической, умственной и психологической перегрузки детей в выпускном классе, когда они усиленно готовятся к выпускным и вступительным экзаменам. Думаю, что система Единого государственного экзамена, совмещающего эти два испытания, сможет разгрузить школьников. Один раз напрягся - и не надо сдавать новую серию экзаменов в вузе, а тем более ехать для этого в другой город. Теперь непосредственно об экстернате. Качество аттестата и, в частности, его "средний" балл формально сейчас не учитываются. На них могут обратить внимание только в ситуации так называемого "полупроходного" балла. Тогда при прочих равных критериях учебные заведения учтут "средний" балл аттестата. А вот получен он экстернатом или каким-то другим путем, не имеет значения.
"Эпидемия гриппа еще не началась, а дети в школах уже начали болеть. Хочу спросить: есть ли какая-нибудь правительственная программа, финансирующая профилактику вирусных заболеваний в школе? И вообще, какой минимум медикаментов должен быть в школьном медицинском кабинете?"
Коршунова Л., Подмосковье.
- В преддверии возможной эпидемии гриппа Минобразование России специальным письмом рекомендовало руководителям образовательных учреждений привести в соответствие с действующими санитарными нормами условия пребывания и обучения детей в школах и техникумах. Что же касается прививок против гриппа, то они делаются только по эпидемиологическим показаниям и не всем, а только людям так называемой группы риска, в которую, конечно, входят и дети. В каждом регионе действуют собственные программы по профилактике гриппа. Они финансируются из бюджета региона. В школьных медицинских кабинетах, как правило, работают медсестры, в компетенцию которых не входит лечение заболевания, а только первая помощь. Поэтому и наличие специальных лекарств там не предусмотрено. Хотя кое-что и в школах есть. К примеру, жаропонижающие.
"С учителями иностранных языков у нас в стране "напряженка", поэтому, наверное, они ведут себя, мягко говоря, странно. Например, уходят в отпуск во время учебного года. Разъясните, пожалуйста, имеют ли они на это право?"
Светина Т.К., Мурманск.
- Действительно, преподавателей иностранных языков у нас не хватает, причем как в сельской местности, так и в городе, где ситуация сложнее, потому что у педагогов там больше шансов найти более высокооплачиваемую работу. Однако вопросы предоставления отпусков регулируются только Трудовым кодексом Российской Федерации, и оплачиваемые отпуска предоставляются учителям в соответствии с графиком, составленным администрацией школы. Дирекция старается учесть и пожелание работника, и особенности производственного процесса. В основном педагогов отпускают на отдых, когда школьники на каникулах. Как правило, это бывает в летний период.
Однако законом предусмотрены и дополнительные отпуска, чтобы стимулировать работника. К примеру, в соответствии со статьей 55 Закона РФ "Об образовании" педагоги не реже чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до года. Также предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан на право использования отпуска в удобное для них время. Так, работодатель обязан предоставить неоплачиваемый отпуск работающим пенсионерам продолжительностью четырнадцать календарных дней. Предусмотрен отпуск и по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Его длина устанавливается по договоренности сторон.